среда, 5 декабря 2012 г.

Элис Купер

Элис Купер (имя при рождении Ви́нсент Дэ́ймон Фурнье́ (или Фёрни́эр) (англ. Vincent Damon Furnier; 4 февраля 1948, Детройт) — американский рок-музыкант, вокалист, автор песен. Купер был одним из первых шок-рокеров и стал, как отмечает All Music Guide, королём этого жанра, своей новаторской деятельностью радикально расширив рамки представлений о сценических возможностях рок-артиста.
Первый состав группы Alice Cooper — Фурнье (вокал, губная гармоника), Глен Бакстон (лидер-гитара), Майкл Брюс (ритм-гитара), Дэнис Данавэй (бас-гитара) и Нил Смит (ударные) — ворвался в рок в 1971 году с хитом I'm Eighteen, за которым в 1972 году последовали добравшийся до верхних позиций в хит-парадах сингл School’s Out и хит-альбом Billion Dollar Babies (1973), ознаменовавший пик коммерческой популярности группы.

Начав с детройтского гаражного рока и глэм-рока, Элис экспериментировал с различными музыкальными стилями: концептуальный рок, арт-рок, хард-рок, поп-рок, экспериментальный рок, индастриал, принимал непосредственное участие в формировании звучания и облика хэви-метал. Купер стал одним из первых музыкантов, которые добавили к рок-н-роллу элементы ужаса, а также своим актёрским мастерством и новаторскими сценическими находками он оказал заметное влияние на развитие жанра. Rolling Stone Album Guide назвал Элиса «самым любимым хеви-метал-артистом во всём мире». 
Сольная карьера Элиса Купера, начавшаяся в 1975 году с концептуального альбома Welcome to My Nightmare, успешно продолжается по сей день: в 2008 году он выпустил свой восемнадцатый сольный альбом Along Came a Spider.
Помимо музыкальной деятельности Купер известен как актёр, игрок в гольф, владелец ресторана и, начиная с 2004 года, ведущий собственной радиопередачи «Nights with Alice Cooper».
Элис Купер Предисловие к сборнику "ШОК-РОК" Шок-рок
Сколько себя помню — всегда ловил кайф от «ужастиков». Сначала — страшно, потом — смешно. Почти все фильмы «ужасов» такие: сначала — жуть, потом — ржачка. Прямо как на американских горках — падаешь, знаешь, что испугаешься, и все равно — хохочешь всю дорогу.
Всегда любил фильмы «ужасов». До сих пор смотрю все новенькое, чем хуже — тем лучше. Прямо из себя выскакиваю, лишь бы отыскать такой в магазине.
Мне, честно, «ужастики» всегда нравились. Мелким был — у меня полмиллиона комиксов хранилось, «Байки из склепа», величайшие из великих.
Не сказать, чтоб я от них сильно дрожал, — просто оценивал, сколько на каждую историю ушло воображения. Наслаждался поистине о'генриевскими финтами авторов… в точности как в телесериале «Сумеречная зона». Я от этого шоу тащился.
В большинстве моих песен она есть, эта самая «сумеречно-зоновая» ирония. Не нормальные вам любовные историйки — шизоватые, типа фильмов Дэвида Линча. Нравится людям, когда им неожиданно поддых врезают.
Именно такими штуками я и хотел заниматься в качестве Элиса Купера. В начале музыкальной моей карьеры вокруг были сплошные рок-герои. А мне хотелось видеть на сцене эдакую комбинацию Дракулы и Джокера — героя, но чернушного толка. И народ в зале по итогам этого и стал от меня ждать — разочаровываются, ежели не получают своего «злодейского Элиса Купера».

Но даже Элиса Купера должно покарать за грехи его — потому-то и использую по сию пору на сцене то гильотину, то другое какое орудие казни. История с моралью — на подмостках. Вот так вот. Однако Элис, понесший кару, всегда возвращается — сильнее, чем прежде. Я, факт, прорубил дорогу для «Пятницы, тринадцатого» или для «Хэллоуина». Убивали меня, убивали… Возвращаюсь я, возвращаюсь… Нет ныне героя, кроме злодея.
Начинал я писать песни, когда ни о каких Фредди Крюгерах еще и помину не было. Зато объявился Элис Купер, не только сексуально-двусмысленный, но еще и швыряющийся в чужие физиономии кровью и кишками. Полный кошмар! Никогда, знаете, не хотел видеть своего Элиса на Бродвее, он для меня — чистейшая «независимость». А есть ли на свете что жутче хорошей «независимости»?!
Ужас — одна из тем, в песенном моем творчестве доминантных. «Баллада о Дуайте Фрае», «Люблю мертвяков», «Психо-шутки» — я старался впрыскивать «ужастиковые» элементы во все свои альбомы, a «Welcome То My Nightmare» — от начала до конца повязан на ужасах. Я там изображал малыша, которому никак не под силу вырваться из кошмарных снов.
Любимых моих «ужастиковых» авторов — двое. Стивен Кинг и Клайв Баркер. Куда бы ни ехал — всегда таскаю с собой хоть парочку романов «ужасов». А в романе Майкла Слэйда «Упырь» я — вообще персонаж. И всегда удивляюсь, когда книжкам удается меня испугать. Ух ты — поимели они-таки меня!
Текстами песен, думаю, людей напугать еще труднее, чем книгами. Все надо делать в рифму, в двух словах, да еще и в такт музыке. Как у любого «ужастикового» писателя или актера, задача моя — елико возможно дольше держаться на грани шока. Кайф, конечно, как следует повышибать душу из зрителя — только неохота, чтоб он по возвращении домой принялся убивать кошечек-собачек и приносить их в жертву Князю Тьмы.

Рок-н-ролл и ужас — парочка, рожденная-, чтоб жить долго и счастливо. Один ли, второй ли — бьют на сенсацию, на нервы, на жесткость. Хотя… некоторые команды тут заходят малость далековато. Этакий сатанизм выше крыши.
Как-то утром просыпаюсь, а на дворе моего дома — две герлы, затянутые в черное, и при них — коробка. У меня на пороге. Может, думаю, там пирог, может, еще чего… открываю. А там — СЕРДЦЕ. Несчастный случай приключился на дороге, и вот девчушки, белыми ведьмами себя полагавшие, вырезали сердце у убитого пса и вручили мне. В качестве охранительного амулета. Нет, говорю я им, такой «подарочек» — вовсе не про то, чем Элис Купер занимается.
Надо ж уметь отделять «ужастики» от настоящей жизни! Мне в кайф «элис-куперствовать» на сцене, но хочется иногда еще и напялить старые джинсы и податься в супермаркет. Я несколько раз успел тусануться с Дивисом. Клянусь вам, этот чувак из шкуры бы своей выскочил, лишь бы только просто сыгрануть партию-другую в бильярд с корешами, но — так и остался запертым в своем собственном мирке. Теперь, похоже, примерно то же происходит с Майклом Джексоном: слишком много славы для свободы. Вот такое — ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТРАШНО!

60-е
Толчком к созданию своей первой группы для 16-летнего Винни Фурние послужило творчество The Beatles, которые впервые посетили США как раз в 1964-м, заразив Америку вирусом повальной битломании. И ровно через девять месяцев (как символично!) в Детройте появилась группа, делавшая пародии на "битловские" песни - The Earwigs, в состав которой входили вокалист Фурнье, гитаристы Глен Бакстон и Джон Татум, басист Деннис Дануэй, барабанщик Джон Спир. Год спустя группа переименовалась в The Spiders и несколько сменила свою музыкальную направленность, перейдя к музыке, похожей на Yardbirds и The Rolling Stones. К этому времени место Татума занял Майкл Брюс (Michael Bruce), а Спира - Нил Смит (Neal Smith). The Spiders записали и выпустили два сингла в 1967-м, после чего еще раз переименовались. Новый титул - The Nazz - был позаимствован у одной из песен Yardbirds. Наконец, 16 марта 1968 года квинтет впервые выступил под именем Alice Cooper, которое Фурнье взял себе в качестве псевдонима и не расстается с ним и по сей день.
Этот период в истории группы отличается особым демократизмом. Элис Купер отнюдь не был тогда центровой фигурой коллектива, как это стало позже, и даже особо не отличался композиторскими способностями. Основными авторами песен первых нескольких альбомов были Бакстон, Брюс, Дануэй и Смит, а сам вокалист как раз и не проявлял большой активности на этом поприще.
Первый альбом Купера Pretties for You был записан на студии Фрэнка Заппа (Frank Zappa) и выпущен на его же фирме Straight Records в марте 1969-го. А летом группа отправилась в свое первое настоящее турне, в ходе которого ей посчастливилось поиграть на одной сцене с такими звездами как: Frank Zappa, Led Zeppelin, Doors, Steve Miller, Jerry Lee Lewis, Chuck Berry, Gene Vincent, Little Richard и др.
70-е
Дебют группы и вторая пластинка Easy Action имели определенный успех в молодежных кругах, но первый настоящий успех пришел к Alice Cooper в 1971 году с выходом третьего LP Love It to Death, записанного с продюсером Бобом Эзрином (Bob Ezrin, он же был ответственным за некоторые партии клавишных), и выпущенного под маркой крупной компании Warner. Альбом попал на 35 место американского хит-парада, а сингл I'm Eighteen, до сих пор являющийся неотъемлемой частью каждого шоу Купера, - на 21-е.
После турне по Штатам, осенью 71-го группа впервые приехала с гастролями в Европу, где музыкантов принимали с большим воодушевлением. Едва вернувшись из тура, Alice Cooper записали новый альбом Killer, вышедший под самый новый год. Альбом содержал еще парочку, ставших уже нетленными, хитов заметно поднялся в чартах по сравнению с предыдущим диском и получил статус золотого. Традиционные золотые экземпляры дисков были вручены группе лично вице-президентом Warner Bros. сразу после окончания 'Killer-Tour' Кстати, в этом турне Купер впервые начал использовать грим и устраивать на сцене театральное действо с виселицами, огромными надувными шарами и т.д.
Летом 1972 года вышел пятый альбом School's Out занявший в Америке второе место, в Англии - четвертое, а одноименный сингл там (в Англии) попал на самую вершину хит-парада!
Но настоящим труимфом стал следующий лонгплей Billion Dollar Babies, возглавивший списки популярных пластинок по обе стороны Атлантики. Кроме того, Billion Dollar Babies стал неким завершением первой главы в истории Alice Cooper, в том плане, что с марта 1973 года группа перестала иметь стабильный состав. За последующие почти тридцать лет с Элисом Купером в студии и на концертах переиграло такое количество музыкантов, что упоминать в столь сокращенной статье каждого не представляется возможным Поэтому ниже будет сказано лишь о самых основных и/или самых известных людях когда-либо имевших честь играть с легендарным шок-рокером.
Уже в турне 73-го с Alice Cooper помимо основного состава поехали еще четверо музыкантов, в том числе и гитарист Mick Mashbir, который также принимал участие в записи очередного альбома группы Muscle of Love. Также в студии с группой работал гитарист Dick Wagner, игравший в одной композиции еще на Billion Dollar Babies, и даже Liza Minnelli, подпевавшая на двух песнях. Это была последняя работа для всех четверых оригинальных участников The Spiders/Alice Cooper, которые оказались не у дел сразу после окончания студийной сессии.
В состав команды, которая работала с Купером над его первым сольным альбомом (как было сказано в пресс-релизе и поэтому пластинка вышла не на Warner brother, а на Atlantic Records). В этот альбом, под названием Welcome to My Nightmare вошли музыканты группы Lou Reed, гитарист Steve Hunter, басист Prakash John, ударник Pentn Glan и уже упомянутый Dick Wagner, который являлся также и главным соавтором Купера. Под стать материалу нового альбома (как и гласит название, в песнях обыгрывались темы разного рода кошмаров), Купер представил на суд публики свое новое сценическое шоу: танцующие скелеты, гигантские пауки, могилы и огромный циклоп - классический набор концертов Alice Cooper второй половины 70-х. Без подобных спектаклей было невозможно представить живое выступление Купера, хотя сам он не раз получал травмы на сцене. Первый серьезный инцидент произошел в июне 75-го в Ванкувере когда во время первой песни со сцены опрокинулся огромный ящик, куда Элис, по сценарию прятался, спасаясь от своих кошмаров. Результат: шесть сломаных ребер и 15 швов на голове.
Шоу 1977 года "King Of The Silver Screen" - турне в поддержку альбома Lace and Whiskey, было построено на видео-спектакле, разворачивающемся на трех гигантских экранах. Результатом этих гастролей стал первый концертный альбом группы The Alice Cooper Show.
Кстати, в двух частях турне Купер выступал с двумя совершенно разными составами. А уж в работе над альбомами Alice Cooper принимали участие по два-три десятка приглашенных музыкантов, но основной состав - образца 1975 - до 1979 года включительно, оставался прежним. В 79-м у Купера появился новый соавтор - Bernie Taupin, автор всех текстов Элтона Джона (Elton John). Куперу он помог в работе над альбомом From the Inside, а познакомились они, находясь на ... излечении от алкоголизма.
80-е
Песни для следующей пластинки - Flush The Fashion (1980), Элис Купер писал уже с новыми музыкантами своей группы: гитаристами Davey Johnstone и Fred Mandel. Кроме того, сменилась и ритм-секция: в Alice Cooper появились барабанщик Dennis Conway и басист John LoPresti. (В турне же отправились совершенно другие люди).
Однако бесконечные смены состава и постоянный поиск Купером своей ниши в музыкальном бизнесе не дали никаких результатов. Следующие три альбома - Special Forces, Zipper Catches Skin и DaDa были не поняты и не приняты основной массой поклонников творчества Alice Cooper и критиками из-за их чрезмерной экспериментальности. Не отличался стабильностью, как обычно, и состав группы - все три диска были записаны почти тремя разными группами. Лишь к 1986 году Куперу удалось набрать более-менее постоянный состав - гитарист Kane Roberts, ударник David Rosenberg, басисты Donny Kisselback, Kip Winger и клавишник Paul Delph - и записать альбом, который попал в британский Тор-50 и вернул группе если не всю, то какую-то часть былой славы. Тем более, что "хамелеон" Купер вовремя поймал момент и выпустил настоящий металлический диск, звучащий в лучших традициях hard-n-heavy 80-х. А материал для Constrictor (1986), равно как и для следующего диска Raise Your Fist & Yell (1987), был почти полностью написан Купером и Робертсом.
В октябре 86-го группа Alice Cooper дала первый концерт с 1982 года. Гастроли в поддержку обоих вышеупомянутых альбомов прошли более, чем успешно (в ходе Constrictor Tour в группе появился новый барабанщик Ken Mary и клавишник Paul Horowitz, которые потом записывали Raise Your Fist And Yell. Но настоящую бомбу Купер приготовил "на сладкое". Вызвав на помощь знаменитого специалиста по рок-хитам Десмонда Чайлда (Desmond Child) и пригласив в студию музыкантов Aerosmith, Bon Jovi и других, он записал один из своих самых известных и успешных альбомов Trash (1989), занявший в британском хит-параде вторую строчку (в США, правда, эту работу оценили чуть ниже - 20-е место).
90-е
Успешно прошло и турне Trashes The World, для которого Купер нанял гитаристов Al Pitrelli и Pete Friesen, басиста Tommy Carradona, клавишника Derek Sherinian и ударника Jonathon Mover. Последний, правда, участвовал лишь в европейской части турне, а затем его место занял Эрик Сингер (Eric Singer, ex-Lita Ford, Gary Moore, Black Sabbath, Badlands). Чуть менее ударным, но, также наделавшим шума, получился следующий альбом Неу Stoopid с такими гостями, как: Ozzy Osbourne, Slash, Guns'N'Roses, Joe Satriani, Steve Vai, Vinnie Moore, Mick Mars и Nikki Sixx, оба - Mötley Crüe) и др. В совместный тур с Judas Priest, Motörhead и Metal Church с Купером поехали Singer (потом его сменил Jimmy DeGrasso, ex-Y&T), Шериньян, новый басист Greg Smith и новый гитарист Stef Burns.
В таком составе был записан следующий альбом The Last Temptation, получившийся значительно тяжелее предыдущих коммерческих дисков Trash и Hey Stoopid (1991).
Следующее турне имело место быть только два года спустя, в 1996 году. На одном из концертов был записан концертный диск A Fistful of Alice (1997). Кроме того, Купер исполнил партию Короля Ирода в очередной версии вебберовского "Jesus Christ Superstar", а также собрал воедино редкие записи периода The Spiders и раннего Alice Cooper, и выпустил эти архивы в виде бокса из 4-х CD The Life & Crimes Of Alice Cooper.
 2000-е 
Наконец, в 2000 году у Alice Cooper вышел новый, крайне тяжелый альбом Brutal Planet, по звучанию напоминающий творения Marilyn Manson. В записи диска принимали участие Смит, Фризен, вернувшийся Эрик Сингер и новый гитарист Royan Roxie. В этом же составе Купер отправился в мировое турне From The Brutal Planet, европейскую часть которого открывал концерт в Санкт-Петербурге, а завершал - концерт в Москве.
Остается добавить, что помимо своей музыкальной деятельности, Винсент Фурние снялся в полутора десятках фильмов, а также создал целый развлекательный комплекс имени своего неизменного спутника - Элиса Купера.
Новый альбом Элис выпустил в 2002-м году и его название Dragon Town, в турне в его поддержку Элис снова посетил Россию.
После этих двух великолепных, но очень неоднозначно принятых альбомов, Элис снова меняет стиль музыки и обращается к гаражному року, с которого он, собственно, и начинал. В итоге альбомы The Eyes Of Alice Cooper и Dirty Diamonds поразили слушателей своей энергетикой и новизной.В ноябре 2007 года Элис в третий раз посетил Россию в рамках тура Psycho Drama.

Комментариев нет:

Отправить комментарий