Элеонора Мандалян
В 40 км северо-восточнее Бостона находится небольшой городок Salem, один из старейших в Новой Англии, получивший свое название в честь Иерусалима. Хэллоуинский декор его, озадачивающий непосвященного, имеет глубокие корни, уходящие в первую половину XVII века, когда на этих землях появились преследовавшиеся в Англии и жаждавшие свободы вероисповедания протестанты-пресвитериане, совершившие “великий пуританский исход”.
Основав Бостон и Салем, став здесь хозяевами, они стремились лишить свободы, к которой сами так стремились, всех, кто исповедовал другую веру.
Именно им американская мораль минувших столетий обязана эпитетом “пуританская”. Эти религиозные фанаты насаждали вокруг себя порядки средневековой Европы времен инквизиции со всеми ее издержками, приравнивая колдовство к разряду уголовных преступлений.
Охота на ведьм началась в январе 1692-го, когда у двух девочек, Элизабет и Эбигейл, 9 и 12 лет, появились явные признаки одержимости. Они кричали не своими голосами, извивались, бились в судорогах, принимая противоестественные позы, прятались от людей, а при чтении молитв затыкали уши. Выступая в роли медиумов-наводчиц, девочки называли имена колдунов и ведьм, которые якобы были указаны им в видениях. С их легкой руки “служителей дьявола” бросали в тюрьму.
За массовыми арестами последовали казни. Постепенно истерия охватила всех жителей Салема – по обвинению в колдовстве было арестовано150 человек, из них осужден 31, повешены 19. Трое умерли в тюрьме. А несколько лет спустя судьи признали, что были введены в заблуждение. В середине ХХ в. Содружество штата Массачусетс приняло окончательное постановление об отмене обвинений всем незаслуженно осуждённым на тех процессах. В 1992 г в Салеме был установлен памятник жертвам охоты на ведьм.
Прежде было два Салема: Salem Village – тихая маленькая деревушка, где появились те одержимые девочки (сегодня она носит название Danvers), и Salem Town, в котором проводились суды над колдунами и ведьмами и их казни. Последний и начали позже называть “Городом Ведьм”. В нем сохранилось довольно много старых зданий времен колониальной Америки, так что декорации для современного города ведьм заново создавать не надо.
Нынешний Салем представляет собой один сплошной “мемориал” событий тех лет. В нем стремятся сохранить стиль домов и улиц XVII века, общий настрой горожан, а всё, что работает на разыгравшуюся некогда трагедию, превращено в музеи: Peabody Essex Museum (где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток); Salem Wax Museum of Witches & Seafarers (галерея салемских восковых фигур); The Salem Witch Museum; New England Pirate museum; Witch Dungeon Museum...
Гостям Салема непременно покажут “Деревню первопроходцев” (Pioneer Village), в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; “Дом Пикеринга” – самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; The House of The Seven Gables (“Дом о семи фронтонах”) – темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот неприветливый дом, одна из основных достопримечательностей Салема, хорошо знаком тем, кто читал роман Натаниэля Готорна о семейном проклятии и ведьмах, который так и называется: “Дом о семи фронтонах”. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед – судья Джон Готорн на процессах 1692-1697 гг выносил обвинительные приговоры “салемским ведьмам”.
Другой его роман, “Алая буква”, опубликованный в Бостоне в 1850 г, стал на все последующие времена классикой американской литературы. В нем Готорн рассказывает о быте и нравах своих предков-пуритан середины XVII в. “Алая буква” экранизировалась многократно, начиная с немого кино. В последнем голливудском варианте главные роли двух несчастных влюбленных, пострадавших от произвола салемцев, сыграли Деми Мур и Гари Олдман.
В “Доме Ведьм” или “Доме судьи Корвина” жил другой судья, осуществлявший судебные процессы над ведьмами. Ну и конечно какой же Город Ведьм без Музея истории ведьм. Только создан он был, разумеется, уже позднее – в здании, как ему и подобает, похожем на средневековую крепость. Говорят, что это самый большой музей ведьм в мире. А перед его каменной крепостью красуется монумент ведьме.
Самое сильное впечатление на туристов производит посещение “Подземной темницы Салемских ведьм” (Witch Dungeon Museum). Это здание бывшей церкви на улице Линд, наземная часть которой использовалась как зал заседания суда, а подземная – в качестве тюрьмы. Гостей сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают по сохранившимся протоколам профессиональные актеры.
Помимо актеров в помещениях в “естественных” позах мучениц сидят, стоят и висят восковые фигуры с застывшим страданием на бледных парафиновых лицах. Темницы, куда спустится затем группа, представляли собой во времена ведьм холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья – сказывалась близость реки Норе.
Впрочем, роль колдунов и ведьм предлагают сыграть самим туристам. Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково им здесь было, отведут в подвалы, по темным сырым норам. А надо сказать, что камеры были разной степени “комфортности”: общие, где заключенные жили и спали вповалку, прямо на голой земле; одиночные – для “привилегированных господ” (вернее – для тех, кто мог за себя заплатить). Этим даже выдавались одеяла и подстилки. Были и каменные мешки, настолько тесные, что в них заключенный мог только стоять... А еще можно взглянуть на подземелье, где у обвиняемых пытались вырвать признание силой – с помощью пыток.
В XVIII и XIX вв. Салем являлся самым крупным во всей Новой Англии центром морской торговли и судостроения. Пиратские нападения на корабли с ценными грузами и каперские морские бои были для салемцев обычным явлением. Так что в дополнение к ведьмам здесь есть еще и Музей пиратов с красавицей-бригантиной у причала. Туристам предлагают не только побродить по музею, познакомившись с атрибутами нелегкого пиратского ремесла, но и совершить экскурсию по всевозможным каменным щелям, скважинам и пещерам, в которых якобы морские волки прятали свои сокровища. Но пиратская тема для Салема второстепенна. Главный ее козырь и мотив – ведьмы.
Этот уютный приморский городок давно уже привык к своей мрачновато-жутковатой мистической славе. Более того – он ею бравирует, используя в далеко не бескорыстных целях. Во многом благодаря ей он существует, благодаря ей обрел выгодно выделяющий его на фоне всех остальных городов имидж, который всячески поддерживает
Повсюду, куда ни кинь взгляд, - бутафорские или игрушечные пауки, летучие мыши, совы, черные вороны, черные коты. Даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле. Первое ощущение, что ты попал на хэллоуинский маскарад, сохраняемый круглый год, со всем его антуражем и мишурой. Но при более близком знакомстве с городом, его бытом и обитателями оказывается, что все это не совсем... и даже совсем не так.
Туризм туризмом, и он безусловно играет для Салема весьма важную роль, но есть тут и нечто гораздо большее. Можно без преувеличения сказать, что ни в те далекие смутные времена, ни после Салем не был настолько одержим всякого рода чертовщиной, как последние десятилетия. Любопытно было бы посмотреть, как справились с салемцами пуритане теперь, будь у них власть.
В городе проживает 38000 человек, примерно треть из них... язычники виккане (Wiccans), и около 2,5 тысячи причисляют себя к колдунам и ведьмам. Что такое Викка? Ветвь ведьмовства, в которой поклонение дьяволу заменено поклонением созидательным силам Природы. А все остальное – обряды, посвящения в три круга те же.
У них даже есть своя “официальная ведьма Салема” по имени Lori Cabot, утвержденная на это звание... самим губернатором штата Массачусетс. В годы молодости это была статная, поразительной красоты женщина. Можно ее встретить на улицах Салема и сегодня: 76-летняя Лори Кэбот с золотой пятиконечной звездой на груди (острым концом вниз), одетая в черные ведьминские одежды (а других она никогда и не носила), развевающиеся по ветру вместе с длинными волосами, – самая известная и почитаемая жительница Салема, по сути, его символ.
Не подумайте только, что это какая-то ущербная нищенка или блаженная. Кэбот – женщина в высшей степени образованная, особенно в плане религии, обладающая острым аналитическим умом и уникальными эзотерическими свойствами. Открыто заявив о том, что она – ведьма, Кэбот сумела не только заставить себя уважать всех жителей города, но и обратила большинство из них в свою веру. Поклоняясь “Богине и Рогатому Богу”, она не проповедует ни зла, ни насилия. Как профессиональный маг и экстрасенс она излечивает людей наложением рук, учит гаданию на картах Таро, помогает нефтяной компании искать нефть, а полиции – находить пропавших, раскрывать преступления. Уже много лет Лори Кэбот преподает теорию и практику ведьминского искусства... где бы вы думали?.. в салемской high school и в Salem State College – крупнейшем общественном колледже штата.
Лори Кэбот – одна из известнейших ведьм в мире, вот уже более четверти века работает в мэрии, что ничуть не мешает ей оставаться лидером и кумиром современных салемских ведьм и несколько раз в году предводительствовать на ночных шабашах. Много лет назад главная ведьма Салема открыла магазин магической символики, ставший одной из самых притягательных туристических достопримечательностей города. Она положила начало ежегодному костюмированному празднику ведьм в Салеме – Samhain, приуроченному к кануну Дня Всех Святых (31 октября). Это самый важный праздник в календаре ведьм, их главный шабаш.
“На Самхейн или Хэллоуин моя община собирается на Холме Висельников и возглавляет шествие со свечами, которое оттуда направляется к порту, чтобы почтить память всех тех, кто отдал жизнь за нашу свободу и права”, – пишет Лори Кэбот в своей объемистой книге “Сила Ведьм”.
Каждый год на Самхейн-Хэллоуин в “мировую столицу колдовства и черной магии”, как окрестили Салем, съезжается не только со всей Америки, но и со всего мира огромное количество гостей – колдунов и ведьм, оккультистов-единомышленников, представителей прессы и просто любопытных. Так самая трагическая страница в истории города превратилась в наш век туризма в фарс, браваду, в источник его процветания и развлечения.
В 40 км северо-восточнее Бостона находится небольшой городок Salem, один из старейших в Новой Англии, получивший свое название в честь Иерусалима. Хэллоуинский декор его, озадачивающий непосвященного, имеет глубокие корни, уходящие в первую половину XVII века, когда на этих землях появились преследовавшиеся в Англии и жаждавшие свободы вероисповедания протестанты-пресвитериане, совершившие “великий пуританский исход”.
Основав Бостон и Салем, став здесь хозяевами, они стремились лишить свободы, к которой сами так стремились, всех, кто исповедовал другую веру.
Именно им американская мораль минувших столетий обязана эпитетом “пуританская”. Эти религиозные фанаты насаждали вокруг себя порядки средневековой Европы времен инквизиции со всеми ее издержками, приравнивая колдовство к разряду уголовных преступлений.
Охота на ведьм началась в январе 1692-го, когда у двух девочек, Элизабет и Эбигейл, 9 и 12 лет, появились явные признаки одержимости. Они кричали не своими голосами, извивались, бились в судорогах, принимая противоестественные позы, прятались от людей, а при чтении молитв затыкали уши. Выступая в роли медиумов-наводчиц, девочки называли имена колдунов и ведьм, которые якобы были указаны им в видениях. С их легкой руки “служителей дьявола” бросали в тюрьму.
За массовыми арестами последовали казни. Постепенно истерия охватила всех жителей Салема – по обвинению в колдовстве было арестовано150 человек, из них осужден 31, повешены 19. Трое умерли в тюрьме. А несколько лет спустя судьи признали, что были введены в заблуждение. В середине ХХ в. Содружество штата Массачусетс приняло окончательное постановление об отмене обвинений всем незаслуженно осуждённым на тех процессах. В 1992 г в Салеме был установлен памятник жертвам охоты на ведьм.
Прежде было два Салема: Salem Village – тихая маленькая деревушка, где появились те одержимые девочки (сегодня она носит название Danvers), и Salem Town, в котором проводились суды над колдунами и ведьмами и их казни. Последний и начали позже называть “Городом Ведьм”. В нем сохранилось довольно много старых зданий времен колониальной Америки, так что декорации для современного города ведьм заново создавать не надо.
Нынешний Салем представляет собой один сплошной “мемориал” событий тех лет. В нем стремятся сохранить стиль домов и улиц XVII века, общий настрой горожан, а всё, что работает на разыгравшуюся некогда трагедию, превращено в музеи: Peabody Essex Museum (где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток); Salem Wax Museum of Witches & Seafarers (галерея салемских восковых фигур); The Salem Witch Museum; New England Pirate museum; Witch Dungeon Museum...
Гостям Салема непременно покажут “Деревню первопроходцев” (Pioneer Village), в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; “Дом Пикеринга” – самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; The House of The Seven Gables (“Дом о семи фронтонах”) – темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот неприветливый дом, одна из основных достопримечательностей Салема, хорошо знаком тем, кто читал роман Натаниэля Готорна о семейном проклятии и ведьмах, который так и называется: “Дом о семи фронтонах”. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед – судья Джон Готорн на процессах 1692-1697 гг выносил обвинительные приговоры “салемским ведьмам”.
Другой его роман, “Алая буква”, опубликованный в Бостоне в 1850 г, стал на все последующие времена классикой американской литературы. В нем Готорн рассказывает о быте и нравах своих предков-пуритан середины XVII в. “Алая буква” экранизировалась многократно, начиная с немого кино. В последнем голливудском варианте главные роли двух несчастных влюбленных, пострадавших от произвола салемцев, сыграли Деми Мур и Гари Олдман.
В “Доме Ведьм” или “Доме судьи Корвина” жил другой судья, осуществлявший судебные процессы над ведьмами. Ну и конечно какой же Город Ведьм без Музея истории ведьм. Только создан он был, разумеется, уже позднее – в здании, как ему и подобает, похожем на средневековую крепость. Говорят, что это самый большой музей ведьм в мире. А перед его каменной крепостью красуется монумент ведьме.
Самое сильное впечатление на туристов производит посещение “Подземной темницы Салемских ведьм” (Witch Dungeon Museum). Это здание бывшей церкви на улице Линд, наземная часть которой использовалась как зал заседания суда, а подземная – в качестве тюрьмы. Гостей сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают по сохранившимся протоколам профессиональные актеры.
Помимо актеров в помещениях в “естественных” позах мучениц сидят, стоят и висят восковые фигуры с застывшим страданием на бледных парафиновых лицах. Темницы, куда спустится затем группа, представляли собой во времена ведьм холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья – сказывалась близость реки Норе.
Впрочем, роль колдунов и ведьм предлагают сыграть самим туристам. Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково им здесь было, отведут в подвалы, по темным сырым норам. А надо сказать, что камеры были разной степени “комфортности”: общие, где заключенные жили и спали вповалку, прямо на голой земле; одиночные – для “привилегированных господ” (вернее – для тех, кто мог за себя заплатить). Этим даже выдавались одеяла и подстилки. Были и каменные мешки, настолько тесные, что в них заключенный мог только стоять... А еще можно взглянуть на подземелье, где у обвиняемых пытались вырвать признание силой – с помощью пыток.
В XVIII и XIX вв. Салем являлся самым крупным во всей Новой Англии центром морской торговли и судостроения. Пиратские нападения на корабли с ценными грузами и каперские морские бои были для салемцев обычным явлением. Так что в дополнение к ведьмам здесь есть еще и Музей пиратов с красавицей-бригантиной у причала. Туристам предлагают не только побродить по музею, познакомившись с атрибутами нелегкого пиратского ремесла, но и совершить экскурсию по всевозможным каменным щелям, скважинам и пещерам, в которых якобы морские волки прятали свои сокровища. Но пиратская тема для Салема второстепенна. Главный ее козырь и мотив – ведьмы.
Этот уютный приморский городок давно уже привык к своей мрачновато-жутковатой мистической славе. Более того – он ею бравирует, используя в далеко не бескорыстных целях. Во многом благодаря ей он существует, благодаря ей обрел выгодно выделяющий его на фоне всех остальных городов имидж, который всячески поддерживает
Повсюду, куда ни кинь взгляд, - бутафорские или игрушечные пауки, летучие мыши, совы, черные вороны, черные коты. Даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле. Первое ощущение, что ты попал на хэллоуинский маскарад, сохраняемый круглый год, со всем его антуражем и мишурой. Но при более близком знакомстве с городом, его бытом и обитателями оказывается, что все это не совсем... и даже совсем не так.
Туризм туризмом, и он безусловно играет для Салема весьма важную роль, но есть тут и нечто гораздо большее. Можно без преувеличения сказать, что ни в те далекие смутные времена, ни после Салем не был настолько одержим всякого рода чертовщиной, как последние десятилетия. Любопытно было бы посмотреть, как справились с салемцами пуритане теперь, будь у них власть.
В городе проживает 38000 человек, примерно треть из них... язычники виккане (Wiccans), и около 2,5 тысячи причисляют себя к колдунам и ведьмам. Что такое Викка? Ветвь ведьмовства, в которой поклонение дьяволу заменено поклонением созидательным силам Природы. А все остальное – обряды, посвящения в три круга те же.
У них даже есть своя “официальная ведьма Салема” по имени Lori Cabot, утвержденная на это звание... самим губернатором штата Массачусетс. В годы молодости это была статная, поразительной красоты женщина. Можно ее встретить на улицах Салема и сегодня: 76-летняя Лори Кэбот с золотой пятиконечной звездой на груди (острым концом вниз), одетая в черные ведьминские одежды (а других она никогда и не носила), развевающиеся по ветру вместе с длинными волосами, – самая известная и почитаемая жительница Салема, по сути, его символ.
Не подумайте только, что это какая-то ущербная нищенка или блаженная. Кэбот – женщина в высшей степени образованная, особенно в плане религии, обладающая острым аналитическим умом и уникальными эзотерическими свойствами. Открыто заявив о том, что она – ведьма, Кэбот сумела не только заставить себя уважать всех жителей города, но и обратила большинство из них в свою веру. Поклоняясь “Богине и Рогатому Богу”, она не проповедует ни зла, ни насилия. Как профессиональный маг и экстрасенс она излечивает людей наложением рук, учит гаданию на картах Таро, помогает нефтяной компании искать нефть, а полиции – находить пропавших, раскрывать преступления. Уже много лет Лори Кэбот преподает теорию и практику ведьминского искусства... где бы вы думали?.. в салемской high school и в Salem State College – крупнейшем общественном колледже штата.
Лори Кэбот – одна из известнейших ведьм в мире, вот уже более четверти века работает в мэрии, что ничуть не мешает ей оставаться лидером и кумиром современных салемских ведьм и несколько раз в году предводительствовать на ночных шабашах. Много лет назад главная ведьма Салема открыла магазин магической символики, ставший одной из самых притягательных туристических достопримечательностей города. Она положила начало ежегодному костюмированному празднику ведьм в Салеме – Samhain, приуроченному к кануну Дня Всех Святых (31 октября). Это самый важный праздник в календаре ведьм, их главный шабаш.
“На Самхейн или Хэллоуин моя община собирается на Холме Висельников и возглавляет шествие со свечами, которое оттуда направляется к порту, чтобы почтить память всех тех, кто отдал жизнь за нашу свободу и права”, – пишет Лори Кэбот в своей объемистой книге “Сила Ведьм”.
Каждый год на Самхейн-Хэллоуин в “мировую столицу колдовства и черной магии”, как окрестили Салем, съезжается не только со всей Америки, но и со всего мира огромное количество гостей – колдунов и ведьм, оккультистов-единомышленников, представителей прессы и просто любопытных. Так самая трагическая страница в истории города превратилась в наш век туризма в фарс, браваду, в источник его процветания и развлечения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий