Элеонора Мандалян
Северная Каролина соседствует со штатами Вирджиния, Теннесси, Джорджия и Южная Каролина. При сравнительно небольшой площади (около 140 тыс кв км) в ней проживает более 7,5 млн человек, треть которых сконцентрирована на западе штата - в предгорьях Аппалачей. Другая его половина представляет собой типичный восточно-американский ландшафт – заболоченная местами приатлантическая равнина. Тут и болота, и реки с аллигаторами, и песчаные пляжи, и бродячие отмели, и старинные маяки.
И масса всяких неординарностей, будоражащих воображение людей из поколения в поколение, овеянных легендами и мифами, но подтвержденных неоспоримыми фактами.
“Неординарности” напрямую связаны с уникальным островным барьером, протянувшимся вдоль побережья трех штатов (Вирджинии, Северной и Южной Каролины) более чем на сотню миль. У барьера-косы много названий: Outer Banks (Наружные отмели), Ribbon of Sand (Лента песка), Дюны Вирджинии Дэйр, Diamond Shoals (Бриллиантовые отмели). Выберем для удобства одно – Outer Banks. Его ширина колеблется от 100 м до 2 миль. Волны океана расчленили барьер на несколько островов, из которых наиболее крупные находятся у берегов Северной Каролины – Хаттерас, Води, Окракок, Роанок, Портсмут.
Outer Banks соединены единым мостом-дорогой на бетонных сваях, шагающим от материка к косе и между островами. Главный из них – Чесапикский мост и двойной подводный тоннель длиной 23 мили, проложенный от берегов Вирджинии.
Растения, животные и люди вынуждены приспосабливаться к нестабильным условиям жизни на песчаной косе. А нестабильно там абсолютно всё, начиная с погоды. Постоянно дует ветер – от нежного южного бриза до ураганных северных ветров, причем меняется он внезапно и непредсказуемо. К тому же из-за наличия болот существует проблема с москитами. Туристам и отдыхающим, решившим провести отпуск на пляжах Северной Каролины, предлагают подумать о защите от комаров, ветра и дождей. И тем не менее, в отдыхающих недостатка не ощущается, поскольку это уникальное место считается едва ли не лучшим курортом восточного побережья Америки.
На островах огромное количество водоплавающих перелетных птиц. Барьерная коса служит им сезонным перевалочным пунктом. А в прибрежных водах с тихими заводями множество рыбы, что привлекает не только птиц, но и любителей рыбной ловли. Последние считают мыс Хаттерас лучшим в мире местом для морской рыбалки. Когда рассматриваешь сделанные ими фото, просто не веришь своим глазам – огромные рыбины, которые с трудом удерживают несколько человек: желтоперый тунец, синий тунец, парусник, марлин, желтохвост, корифена, черный групер, кобии, барракуда. Мыс Хаттерас облюбован и серфингистами, поскольку это единственное место во всей Северной Америке, говорят они, где можно поймать такую большую волну.
На барьерных островах ничто никогда не остается на одном месте. Внешние отмели беспрестанно меняют свои очертания, становясь в разных местах то уже, то шире. Случается, океан неожиданно промывает в косе новые проливы, занося песком старые. После сильного шторма береговая линия может в течение одного дня измениться до неузнаваемости – иногда в пределах сотен метров.
Геологи из Государственного университета Северной Каролины бьются над загадкой транспортировки песка и эрозии берегов островной косы. Проводимые ими исследования опасны для жизни, поскольку напороться на отмель исследовательское судно может в любой момент. “Вдольбереговое течение” очень похоже на реку, которая переносит тонны песка и откладывает их за пределами мысов, констатируют океанологи.
Наиболее сильно Outer Banks выдается в океан мысом Хаттерас. Остров Хаттерас с маленьким, спокойным курортным городком Авон невелик и внешне ничем особым не примечателен. Но его славе, как позитивной, так и негативной, может позавидовать любой другой уголок Америки.
Жители страны почитают Хаттерас за то, что здесь 18 августа 1587 года в первой английской колонии “Вирджиния” у супругов Дэйр родилась дочь. Девочку, ставшую первым европейским ребенком Нового Света, окрестили Вирджинией. И в честь этого события сентиментальные американцы теперь всю островную косу у восточных берегов Штатов называют не иначе как Дюны Вирджинии Дэйр.
Однако эти гиблые коварные места больше известны миру, как “Кладбище Атлантики ”. Мелководье, самопроизвольно перемещающиеся отмели, как-то по-особому неспокойный океан и аномальные течения губят корабли на протяжении сотен лет. Наиболее опасными для судов считаются три мыса: Hatteras, Lookout (Берегись) и Fear (Страх).
У их берегов на неглубоком морском дне покоятся не десятки, не сотни, а тысячи кораблей начиная с XVI века – португальские каравеллы, английские нефы, испанские гелеоны, французские военные полякры, мощные шведские суда Вест-Индской компании, американские клиперы и шхуны, немецкие барки, эсминцы и субмарины Второй мировой войны, стальные океанские лайнеры. Во внешних отмелях лежит пиратский корабль Черной Бороды “Месть королевы Анны”, корабль “Монитор”, затопленный в Гражданскую войну,124-метровый танкер “Папуз”, в 1942 г. торпедированный немецкой субмариной и затонувший вверх дном на глубине 40 м. Гуляющие по дну песчаные дюны время от времени обнажают их останки, что выглядит, прямо скажем, жутковато.
Что же это за место такое, ставшее ловушкой для кораблей?! У мыса Хаттерас встречаются два течения – холодное Лабрадорское, и теплый Гольфстрим. Любители экстрима специально добираются туда практически по бездорожью, чтобы, стоя по пояс в воде на песчаной отмели, испытать удивительные ощущения. Как в гигантском джакузи, рассказывают они, волны обоих течений сталкиваются друг с другом, и тебя неистово болтает из стороны в сторону. Это в спокойную погоду. Но не дай Бог там оказаться во время шторма – бешеный хаос вод выбрасывает в небо разбитые в пену волны на высоту 10-этажного дома, а вместе с ними – песок, ракушки и гальку. Говорят, подобного явления не сыскать больше нигде в мире.
Другой бич мореплавателей в здешних почти мистических местах – не менее загадочное явление, получившее название “южная мгла”. Это особое состояние атмосферы, при котором горизонт закрыт туманной дымкой, существенно ухудшающей видимость, а суда необъяснимым образом сносит в сторону берега, где их караулят коварные отмели. Схожее с ней “парение Гольфстрима” возникает во время штормов. Воды мощного теплого течения начинают вдруг интенсивно испаряться, стелясь по волнам густым туманом, сквозь который не разглядеть уже ни маяка, ни берега, ни встречного корабля.
С прошлым Outer Banks связано много таинственных историй и легенд. Например, следующая. Сэр Уолтер Рэйли в 1585 г. основал колонию на острове Роанок. Вернувшись через два года, он обнаружил пустой форт. Все 106 оставленных им переселенцев бесследно исчезли. Причем создавалось впечатление, будто люди только что ненадолго отлучились. Топоры, которыми они собирались выкорчевывать деревья, лежали на земле, в сундуках и шкафах была сложена никем не тронутая одежда. И никаких следов борьбы или стихийного бедствия. Вообще ничего. Их таинственное исчезновение долго будоражило воображение людей, но загадка осталась загадкой по сей день. А остатки поселения и форт Рэйли, объявленный исторической достопримечательностью страны, называют не иначе как “Исчезнувшая колония”.
Или вот такая история. Зимним утром 1921 года на Бриллиантовых отмелях была обнаружена пятимачтовая шхуна “Кэрролл А. Диринг”, целехонькая, под развернутыми парусами, но необитаемая. В камбузе на плите осталась нетронутой приготовленная еда. И снова никаких следов нападения и борьбы. Моряков пытались искать, но безуспешно. Экипаж судна как в воду канул. В том же году, в том же районе исчезло еще с дюжину кораблей вместе с командой. И тоже, что называется, с концами. Впрочем, многие “концы” все же были найдены – на дне океана. По урожаю затонувших кораблей мысы Хаттерас, Берегись и Страх – одни из самых опасных для мореходов мест на планете. Может, опаснее даже, чем пресловутый Бермудский треугольник или Саргассово море. (Кстати, считается, что южная граница Outer Banks как раз и попадает в зону Бермудского треугольника.)
На опасных местах долго не ставили предупредительных маяков, способных предотвратить катастрофу. Вопрос - не додумывались или не хотели? - может показаться странным. Однако вот что рассказывает по этому поводу Лев Скрягин в книге “Тайны морских катастроф”.
На острове Хаттерас первые колонисты в основном промышляли грабежом потерпевших крушение кораблей. Они кормились их запасами, из их обломков строили себе дома, согревались добытым из корабельных трюмов ромом и набивали свои сундуки ценностями, взятыми с увязнувших в песках кораблей. До сих пор там можно встретить дома, амбары и заборы из тика, ореха, красного, и даже палисандрового дерева.
Особой алчностью, пишет Скрягин, отличались обитатели острова Окракок. Жители материка о них говорили, что если по дороге на кладбище они слышали призывный клич: “Судно на дюнах!”, то тут же бросали гроб с покойником на полпути и бежали к месту кораблекрушения, превращаясь в алчную толпу грабителей и мародеров. Британия вынуждена была посылать к мысу Хаттерас эскадры вооруженных кораблей для охраны ценных грузов севших на мель испанских галеонов “золотого” и “серебряного” флотов. Слава о легкой наживе на коварных отмелях привела к тому, что сюда начали отовсюду стекаться беглые матросы и преступники. А в начале XVIII века эти места облюбовали морские пираты – Калико Джек, его любовница-пиратка Энн Бонни и самая яркая фигура пиратской эпопеи Америки – Черная Борода. Частые густые туманы служили им естественным прикрытием, а аномальное поведение океана – ловушкой для кораблей.
Ненайденные клады и вросшие в песок останки кораблей на морском дне у Дюн Вирджинии Дэйр до сих пор влекут к себе как магнитом кладоискателей всех мастей – от экспедиций подводных археологов до романтиков-одиночек. “Кладбище Атлантики” – настоящий рай и для дайверов-профессионалов. На островах к их услугам удобные кемпинги, мотели, гостиницы, катера, шлюпки, яхты.
Никто не сомневается, что у берегов Северной Каролины покоятся несметные богатства, только добраться до них не просто. К тому же их охраняют ночные хищницы – песчаные тигровые акулы, огромные стаи которых обитают в затонувших кораблях и вокруг них.
Одна из основных достопримечательностей штата - маяки на Outer Banks, которые сегодня, как 100 и 300 лет назад, жизненно необходимы. Два из них были построены на острове Окракок. Третий, что на мысе Хаттерас, самый высокий во всем Западном полушарии. Чтобы подняться на его 63-метровую верхотуру и полюбоваться оттуда развернутым, словно на карте, видом на острова и океан, нужно преодолеть в замкнутом пространстве гигантской бетонной башни 268 ступеней. Огонь Хаттерасского маяка виден за 23 морских мили.
Обозначить внешние отмели с помощью дополнительных плавучих маяков оказалось делом непростым. Один такой маяк, называвшийся “Мыс Хаттерас” уничтожили волны в 1827 г. Затонул и корабль-маяк “Fraying pan shoals”. “Diamond Shoals” – современное цельносварное судно, намертво закрепленное мощными якорями, несколько раз срывало с места и перебрасывало через пески островной косы во внутренний залив. И только в 1966 г его заменили на “Техасскую башню” – фундаментальную платформу с вышкой, на стальных сваях, вбитых в морское дно на 55 м.
Учитывая чрезвычайную ситуацию здешних мест, вот уже более ста лет на Outer Banks несет неусыпную службу спасательная служба, оснащенная новейшей техникой и аппаратурой. На ее счету сотни спасенных людей, потерпевших кораблекрушение.
Северная Каролина соседствует со штатами Вирджиния, Теннесси, Джорджия и Южная Каролина. При сравнительно небольшой площади (около 140 тыс кв км) в ней проживает более 7,5 млн человек, треть которых сконцентрирована на западе штата - в предгорьях Аппалачей. Другая его половина представляет собой типичный восточно-американский ландшафт – заболоченная местами приатлантическая равнина. Тут и болота, и реки с аллигаторами, и песчаные пляжи, и бродячие отмели, и старинные маяки.
И масса всяких неординарностей, будоражащих воображение людей из поколения в поколение, овеянных легендами и мифами, но подтвержденных неоспоримыми фактами.
“Неординарности” напрямую связаны с уникальным островным барьером, протянувшимся вдоль побережья трех штатов (Вирджинии, Северной и Южной Каролины) более чем на сотню миль. У барьера-косы много названий: Outer Banks (Наружные отмели), Ribbon of Sand (Лента песка), Дюны Вирджинии Дэйр, Diamond Shoals (Бриллиантовые отмели). Выберем для удобства одно – Outer Banks. Его ширина колеблется от 100 м до 2 миль. Волны океана расчленили барьер на несколько островов, из которых наиболее крупные находятся у берегов Северной Каролины – Хаттерас, Води, Окракок, Роанок, Портсмут.
Outer Banks соединены единым мостом-дорогой на бетонных сваях, шагающим от материка к косе и между островами. Главный из них – Чесапикский мост и двойной подводный тоннель длиной 23 мили, проложенный от берегов Вирджинии.
Растения, животные и люди вынуждены приспосабливаться к нестабильным условиям жизни на песчаной косе. А нестабильно там абсолютно всё, начиная с погоды. Постоянно дует ветер – от нежного южного бриза до ураганных северных ветров, причем меняется он внезапно и непредсказуемо. К тому же из-за наличия болот существует проблема с москитами. Туристам и отдыхающим, решившим провести отпуск на пляжах Северной Каролины, предлагают подумать о защите от комаров, ветра и дождей. И тем не менее, в отдыхающих недостатка не ощущается, поскольку это уникальное место считается едва ли не лучшим курортом восточного побережья Америки.
На островах огромное количество водоплавающих перелетных птиц. Барьерная коса служит им сезонным перевалочным пунктом. А в прибрежных водах с тихими заводями множество рыбы, что привлекает не только птиц, но и любителей рыбной ловли. Последние считают мыс Хаттерас лучшим в мире местом для морской рыбалки. Когда рассматриваешь сделанные ими фото, просто не веришь своим глазам – огромные рыбины, которые с трудом удерживают несколько человек: желтоперый тунец, синий тунец, парусник, марлин, желтохвост, корифена, черный групер, кобии, барракуда. Мыс Хаттерас облюбован и серфингистами, поскольку это единственное место во всей Северной Америке, говорят они, где можно поймать такую большую волну.
На барьерных островах ничто никогда не остается на одном месте. Внешние отмели беспрестанно меняют свои очертания, становясь в разных местах то уже, то шире. Случается, океан неожиданно промывает в косе новые проливы, занося песком старые. После сильного шторма береговая линия может в течение одного дня измениться до неузнаваемости – иногда в пределах сотен метров.
Геологи из Государственного университета Северной Каролины бьются над загадкой транспортировки песка и эрозии берегов островной косы. Проводимые ими исследования опасны для жизни, поскольку напороться на отмель исследовательское судно может в любой момент. “Вдольбереговое течение” очень похоже на реку, которая переносит тонны песка и откладывает их за пределами мысов, констатируют океанологи.
Наиболее сильно Outer Banks выдается в океан мысом Хаттерас. Остров Хаттерас с маленьким, спокойным курортным городком Авон невелик и внешне ничем особым не примечателен. Но его славе, как позитивной, так и негативной, может позавидовать любой другой уголок Америки.
Жители страны почитают Хаттерас за то, что здесь 18 августа 1587 года в первой английской колонии “Вирджиния” у супругов Дэйр родилась дочь. Девочку, ставшую первым европейским ребенком Нового Света, окрестили Вирджинией. И в честь этого события сентиментальные американцы теперь всю островную косу у восточных берегов Штатов называют не иначе как Дюны Вирджинии Дэйр.
Однако эти гиблые коварные места больше известны миру, как “Кладбище Атлантики ”. Мелководье, самопроизвольно перемещающиеся отмели, как-то по-особому неспокойный океан и аномальные течения губят корабли на протяжении сотен лет. Наиболее опасными для судов считаются три мыса: Hatteras, Lookout (Берегись) и Fear (Страх).
У их берегов на неглубоком морском дне покоятся не десятки, не сотни, а тысячи кораблей начиная с XVI века – португальские каравеллы, английские нефы, испанские гелеоны, французские военные полякры, мощные шведские суда Вест-Индской компании, американские клиперы и шхуны, немецкие барки, эсминцы и субмарины Второй мировой войны, стальные океанские лайнеры. Во внешних отмелях лежит пиратский корабль Черной Бороды “Месть королевы Анны”, корабль “Монитор”, затопленный в Гражданскую войну,124-метровый танкер “Папуз”, в 1942 г. торпедированный немецкой субмариной и затонувший вверх дном на глубине 40 м. Гуляющие по дну песчаные дюны время от времени обнажают их останки, что выглядит, прямо скажем, жутковато.
Что же это за место такое, ставшее ловушкой для кораблей?! У мыса Хаттерас встречаются два течения – холодное Лабрадорское, и теплый Гольфстрим. Любители экстрима специально добираются туда практически по бездорожью, чтобы, стоя по пояс в воде на песчаной отмели, испытать удивительные ощущения. Как в гигантском джакузи, рассказывают они, волны обоих течений сталкиваются друг с другом, и тебя неистово болтает из стороны в сторону. Это в спокойную погоду. Но не дай Бог там оказаться во время шторма – бешеный хаос вод выбрасывает в небо разбитые в пену волны на высоту 10-этажного дома, а вместе с ними – песок, ракушки и гальку. Говорят, подобного явления не сыскать больше нигде в мире.
Другой бич мореплавателей в здешних почти мистических местах – не менее загадочное явление, получившее название “южная мгла”. Это особое состояние атмосферы, при котором горизонт закрыт туманной дымкой, существенно ухудшающей видимость, а суда необъяснимым образом сносит в сторону берега, где их караулят коварные отмели. Схожее с ней “парение Гольфстрима” возникает во время штормов. Воды мощного теплого течения начинают вдруг интенсивно испаряться, стелясь по волнам густым туманом, сквозь который не разглядеть уже ни маяка, ни берега, ни встречного корабля.
С прошлым Outer Banks связано много таинственных историй и легенд. Например, следующая. Сэр Уолтер Рэйли в 1585 г. основал колонию на острове Роанок. Вернувшись через два года, он обнаружил пустой форт. Все 106 оставленных им переселенцев бесследно исчезли. Причем создавалось впечатление, будто люди только что ненадолго отлучились. Топоры, которыми они собирались выкорчевывать деревья, лежали на земле, в сундуках и шкафах была сложена никем не тронутая одежда. И никаких следов борьбы или стихийного бедствия. Вообще ничего. Их таинственное исчезновение долго будоражило воображение людей, но загадка осталась загадкой по сей день. А остатки поселения и форт Рэйли, объявленный исторической достопримечательностью страны, называют не иначе как “Исчезнувшая колония”.
Или вот такая история. Зимним утром 1921 года на Бриллиантовых отмелях была обнаружена пятимачтовая шхуна “Кэрролл А. Диринг”, целехонькая, под развернутыми парусами, но необитаемая. В камбузе на плите осталась нетронутой приготовленная еда. И снова никаких следов нападения и борьбы. Моряков пытались искать, но безуспешно. Экипаж судна как в воду канул. В том же году, в том же районе исчезло еще с дюжину кораблей вместе с командой. И тоже, что называется, с концами. Впрочем, многие “концы” все же были найдены – на дне океана. По урожаю затонувших кораблей мысы Хаттерас, Берегись и Страх – одни из самых опасных для мореходов мест на планете. Может, опаснее даже, чем пресловутый Бермудский треугольник или Саргассово море. (Кстати, считается, что южная граница Outer Banks как раз и попадает в зону Бермудского треугольника.)
На опасных местах долго не ставили предупредительных маяков, способных предотвратить катастрофу. Вопрос - не додумывались или не хотели? - может показаться странным. Однако вот что рассказывает по этому поводу Лев Скрягин в книге “Тайны морских катастроф”.
На острове Хаттерас первые колонисты в основном промышляли грабежом потерпевших крушение кораблей. Они кормились их запасами, из их обломков строили себе дома, согревались добытым из корабельных трюмов ромом и набивали свои сундуки ценностями, взятыми с увязнувших в песках кораблей. До сих пор там можно встретить дома, амбары и заборы из тика, ореха, красного, и даже палисандрового дерева.
Особой алчностью, пишет Скрягин, отличались обитатели острова Окракок. Жители материка о них говорили, что если по дороге на кладбище они слышали призывный клич: “Судно на дюнах!”, то тут же бросали гроб с покойником на полпути и бежали к месту кораблекрушения, превращаясь в алчную толпу грабителей и мародеров. Британия вынуждена была посылать к мысу Хаттерас эскадры вооруженных кораблей для охраны ценных грузов севших на мель испанских галеонов “золотого” и “серебряного” флотов. Слава о легкой наживе на коварных отмелях привела к тому, что сюда начали отовсюду стекаться беглые матросы и преступники. А в начале XVIII века эти места облюбовали морские пираты – Калико Джек, его любовница-пиратка Энн Бонни и самая яркая фигура пиратской эпопеи Америки – Черная Борода. Частые густые туманы служили им естественным прикрытием, а аномальное поведение океана – ловушкой для кораблей.
Ненайденные клады и вросшие в песок останки кораблей на морском дне у Дюн Вирджинии Дэйр до сих пор влекут к себе как магнитом кладоискателей всех мастей – от экспедиций подводных археологов до романтиков-одиночек. “Кладбище Атлантики” – настоящий рай и для дайверов-профессионалов. На островах к их услугам удобные кемпинги, мотели, гостиницы, катера, шлюпки, яхты.
Никто не сомневается, что у берегов Северной Каролины покоятся несметные богатства, только добраться до них не просто. К тому же их охраняют ночные хищницы – песчаные тигровые акулы, огромные стаи которых обитают в затонувших кораблях и вокруг них.
Одна из основных достопримечательностей штата - маяки на Outer Banks, которые сегодня, как 100 и 300 лет назад, жизненно необходимы. Два из них были построены на острове Окракок. Третий, что на мысе Хаттерас, самый высокий во всем Западном полушарии. Чтобы подняться на его 63-метровую верхотуру и полюбоваться оттуда развернутым, словно на карте, видом на острова и океан, нужно преодолеть в замкнутом пространстве гигантской бетонной башни 268 ступеней. Огонь Хаттерасского маяка виден за 23 морских мили.
Обозначить внешние отмели с помощью дополнительных плавучих маяков оказалось делом непростым. Один такой маяк, называвшийся “Мыс Хаттерас” уничтожили волны в 1827 г. Затонул и корабль-маяк “Fraying pan shoals”. “Diamond Shoals” – современное цельносварное судно, намертво закрепленное мощными якорями, несколько раз срывало с места и перебрасывало через пески островной косы во внутренний залив. И только в 1966 г его заменили на “Техасскую башню” – фундаментальную платформу с вышкой, на стальных сваях, вбитых в морское дно на 55 м.
Учитывая чрезвычайную ситуацию здешних мест, вот уже более ста лет на Outer Banks несет неусыпную службу спасательная служба, оснащенная новейшей техникой и аппаратурой. На ее счету сотни спасенных людей, потерпевших кораблекрушение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий