Режиссер и автор сценария фильма «Асса» Сергей Соловьев перед съемками собирался прокатиться на пароходе вдоль Черноморского побережья в поисках подходящей натуры. Но тут ему сообщили о необходимости срочно прибыть на Венецианский кинофестиваль, где был представлен один из фильмов Соловьева. Режиссер сдал уже купленные билеты и уехал в Италию. Позже Сергей Александрович узнал, что тот пароход, на котором он чуть было не отправился в путешествие по Черному морю, затонул.
Множество людей погибло. Пароход назывался «Адмирал Нахимов»…
Когда Германия столкнулась с ЯпониейМножество людей погибло. Пароход назывался «Адмирал Нахимов»…
«Адмирала Нахимова» построили в Германии еще в 1925 году, и название он тогда получил, разумеется, не «Нахимов», а «Берлин». Это был целиком клепаный (сварка тогда еще не применялась) средних размеров лайнер, предназначенный для круизов в Новый Свет. «Берлин» строился по последнему слову техники – тех, 20-х годов, и за свою жизнь успел побывать во многих переделках.
До 1938 года лайнер совершал ежемесячные рейсы «Бремерхафен – Нью-Йорк», участвовал в спасении людей с тонущего судна «Вестрикс». Затем в связи с обострившейся политической обстановкой судно перешло на внутренние, европейские круизные рейсы.
Правда, не все эти рейсы оказывались круизными.
17 июля 1939 года очередные «туристы» – молодые, здоровые ребята, все как на подбор и, как ни странно, без женщин и детей, дожидались лайнер в Восточной гавани Свинемюнде, откуда пароход должен был отправиться в Мемель (ныне Клайпеда). Но «Берлин» до Свинемюнде совсем немного не дошел – по пути взорвался один из его огромных паровых котлов…
Судно отремонтировали и во время войны использовали как плавучий госпиталь. А в 1945 году «Берлин» подорвался на нескольких минах и затонул опять-таки возле Свинемюнде.
После подъема и ремонта на германских верфях «Берлин», а уже в ближайшем будущем – «Адмирал Нахимов» в счет репарации достался СССР.
»Балкер (судно, предназначенное для перевоза насыпных, «валом», грузов) «Петр Васёв» – второй участник трагедии под Новороссийском – был построен в Японии в 1981 году под наблюдением английского Ллойда (корпорация страховщиков), имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 года.
Эти два судна на свою беду встретились 31 августа 1986 года на траверзе мыса Дооб, что неподалеку от Новороссийска, где «Адмирал Нахимов», протараненный «Петром Васёвым», затонул в 23 часа 20 минут на глубине 47 метров и лежит там до сих пор.
Из 1234 человек (по официальным данным), находившихся на лайнере, 423 погибли. Останки предположительно 64 человек до сих пор остаются внутри корпуса судна.
«Прошу пропустить»
31 августа 1986 года два буксира новороссийского портофлота отвели лайнер «Адмирал Нахимов» от причала, развернули его и повели на выход из порта. В это время из пролива Босфор в Новороссийск шло другое судно – балкер «Петр Васёв», несший в своих трюмах порядка 30 тысяч тонн канадского ячменя. В данной ситуации по морским правилам «Нахимов» должен был уступить «Васёву» дорогу, но…
Из переговоров портового диспетчера с судами:
«Новороссийск-17, я теплоход “Петр Васёв”, прием»;
«“Петр Васёв”, я Новороссийск-17, слушаю вас»;
«Следуем курсом 56 градусов, 11-узловым ходом, планируем через час подойти к точке встречи лоцмана»;
«Принято. Из порта выходит пассажирский пароход “Адмирал Нахимов”; Прошу пропустить “Адмирал Нахимов” на выходе»;
«Ясно, пропустить».
Правила правилами, но есть и обычная морская вежливость. Круизный теплоход, люди отдыхают, у команды впереди еще долгий путь. А «Васёв» уже почти дома. Почему же и не пропустить, тем более что и порт об этом просит?
Так может, «Нахимов» оказался не в курсе того, что его пропускают вперед?
Из переговоров двух судов некоторое время спустя:
«“Петр Васёв”, я пароход “Адмирал Нахимов”. Ваш курс, ваши действия?»;
«Идем курсом 36, скоростью 12,5 узла»;
«Вы можете нас пропустить, у нас на борту тысяча туристов и наш курс 160 градусов?»;
«Идите!»;
«Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?»;
«Да, можете идти»;
«Вы пропустите нас?»;
«Да, идите».
Не все по правилам
Оба судна постоянно вели переговоры друг с другом и с портом, согласовывая свои действия. Погода стояла отличная, море спокойное, видимость, несмотря на ночное время, – великолепная, ведь «Нахимов» шел при полном параде и празднично светился за много километров. Да и «Васёв» не был обижен иллюминацией – все по правилам. Команды и капитаны обоих судов, разумеется, были трезвые, и на мостиках стояли достаточно опытные судоводители.
Позже следствие нашло множество серьезнейших недочетов, таких как прикрученные проволокой, вопреки всем правилам, спасательные плоты «Нахимова»; отказ «безотказной» автономной системы аварийного освещения, в результате чего на пароходе сразу же после столкновения наступила полная темнота. Неумение пассажиров пользоваться спасательными средствами (им просто никто ничего не объяснил перед рейсом), в результате чего многие утонули только из-за того, что неправильно надели спасательный жилет. Да и корпус самого «Нахимова» уже много лет не соответствовал нормам – он имел так называемый одноотсечный стандарт непотопляемости, это когда судно останется на плаву при затоплении только одного отсека. По чистой случайности, «Васёв» протаранил «Нахимова» в перегородку между двумя отсеками, и потому судно очень быстро наполнилось водой.
Виноват, но… не виноват
Все это объясняет затопление парохода и гибель людей, но никто еще до сих пор не смог объяснить, почему эти два судна вообще столкнулись?
Даже наш советский суд признал капитана «Адмирала Нахимова» В.Г. Маркова и капитана «Петра Васёва» В.И. Ткаченко виновными в кораблекрушении и гибели людей, но не в столкновении судов. Если кто не видит разницы, то капитанов судили за то, что они стали виновниками потери судна и множества человеческих жизней, но это – следствие самой катастрофы. Причина же катастрофы, то есть столкновения двух судов, неизвестна до сих пор, и виноватых нет.
Гибель «Адмирала Нахимова» очень быстро окуталась мистическими домыслами. Выдвигались самые сумасшедшие версии: применение микроволнового оружия через спутник и как следствие – временный отказ приборов; покушение на начальника
управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова (он со своей семьей уже после отхода «Нахимова» от причала был доставлен на борт парохода катером). Некоторые выдвигали возможность проявления так называемого локального геофизического резонанса. Это когда вследствие взаимодействия планет Солнечной системы между собой и с Землей в отдельных ее зонах возникает возбуждение физического пространства. Результат – землетрясения, скачки магнитного поля и даже совершение людьми (в данном случае – вахтенными и капитанами обоих судов) неадекватных поступков.
Но что же на самом деле произошло жарким вечером 31 августа 1986 года?
На этот вопрос ответ так и не найден…
Константин КАРЕЛОВ
Источник http://tainy.info/
Комментариев нет:
Отправить комментарий