пятница, 6 июля 2012 г.

Фивы. Город мертвых



Надежда Алексеевна Ионина
   
Фивы

Город Уасет, который в Библии упоминается под именем Но, греки называли «стовратными Фивами». Знаменитая столица фараонов простиралась на правом берегу Нила Около реки поднимались величественные храмы бога Амона, за ними тянулись дворцы фараонов и важных сановников и теснились узкие, темные и прохладные улицы. Шум и движение жизни наполняли этот цветущий город.

Совсем другой вид имел город на левом берегу реки. Там тоже поднимались величественные здания и храмы, но они стояли особняком, далеко один от другого, и окружены были глиняными домиками. Все здесь было тихо и торжественно. Если на правом берегу Нила над городом стоял непрерывный гул, то здесь царили тишина и неподвижность, нарушаемые лишь отправлением религиозных культов. А между тем к этому берегу тоже причаливали тысячи барок и длинные процессии двигались по долине к горе. Но привозили эти барки умерших, и процессии шли за гробами. Это были другие Фивы — город мертвых. В этой Долине царей находятся 62 гробницы, принадлежащие в основном фараонам Все они давно и хорошо изучены, но не все открыты для посещения.
В самом центре Долины царей, в окружении других усыпальниц, расположилась гробница фараона Сиптаха. Он правил недолго и, по-видимому, не оставил памяти о себе. И тем не менее его гробница с огромным саркофагом украшена очень богато. Длина ее вместе с коридором составляет 105 метров, что значительно больше, чем у многих других гробниц".
Блистательные Фивы подарили всему человечеству свет величественной цивилизации и красоту своих древних святилищ Наивысший расцвет город пережил в эпоху Нового царства (1580—1085 гг до н. э.). Фиванское искусство этого периода призвано было укреплять твердую централизованную власть внутри страны и расширять ее внешнее влияние. Поэтому фараоны старались придать еще больший блеск и пышность своей столице и храмам своих богов.
Во время правления фараонов XIX династии, при кажущемся внешнем спокойствии, продолжалась борьба фараона со знатью и жрецами. Рамсес II не рискнул, подобно фараону Эхнатону, явно порвать с вновь усилившимся жречеством бога Амона, однако все же хотел несколько ослабить его влияние. Иногда фараон лично исполнял обязанности верховного жреца, иногда назначал на этот пост преданного жреца из другого города.
Два великих храма были в Фивах — Карнак и Луксор, и оба были посвящены богу солнца Амону-Ра. Каждое утро он — юный и могучий — восходил на небе, чтобы дать жизнь всему сущему на земле. А к вечеру старел и умирал, чтобы наутро вновь родиться юным и могущественным. Такой круговорот жизни боги предначертали и людям — стареть и умирать, чтобы потом вновь возродиться...
Главным центром строительства был храм бога Амона в Карнаке, возле которого было вырыто священное озеро. Расширение этого храма должно было показать торжество культа бога Амона после поражения Ахетатона и удовлетворить фиванских жрецов, а также прославить мощь новой династии фараонов. Масштабы строительства были поистине грандиозными. Никогда прежде колонны, пилоны и монолитные статуи не достигали таких колоссальных размеров; никогда раньше убранство храмов не отличалось такой пышностью. Большой гипостильный зал Карнака занимал площадь в 5000 квадратных метров. На этой огромной территории возвышался целый лес исполинских колонн (высотой с 3-этажный дом), возведенных из песчаника.
Строить гипостильный зал начал фараон Сети I, а заканчивал уже его сын Рамсес. Сверху донизу колонны гипостильного зала были покрыты барельефами с изображениями победных походов фараонов. Эти картины образуют целую эпопею в барельефах, картинах и надписях, где фараоны представлены в разные моменты своей мирной и военной жизни. Эпический характер этих картин вызвал у ученого Г. Вильсона предположение, что Гомер был в Египте, видел эти барельефы и, вдохновленный ими, написал батальные песни своей «Илиады».
В середине гипостильного зала поднимались 12 «папирусных колонн», высотой в 21 метр и более 10 метров в окружности: каждую из них не могли обхватить и пять человек. Капители этих колонн сделаны в форме раскрытых цветков папируса.
Воздвигнутый Рамсесом II храм затмил все, что было построено до него. Он строился очень много лет: один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место умерших пригоняли других, а храм все строился и рос, утверждая могущество фараона и всесильных богов.
Однако в архитектурных формах карнакского храма уже сочеталось старое и новое. Зодчие XIX династии должны были вернуться к архитектурным традициям Фив, которые были прерваны Эхнатоном. Но после Ахетатона в египетском зодчестве появилось и много нового, от чего мастера уже не могли и не хотели отказываться.
Фиванские жрецы и высшая знать стремились заглушить все то, что еще сохранялось от их поражения при фараоне Эхнатоне. Жречество, сохраняя каноны в религии, вело борьбу с отступлениями от них в искусстве. Особенно показательно это отразилось на царских статуях.
Наряду с прежними типами скульптуры, в Фивах появляются и своего рода светские образы фараонов и цариц. Лучшим из таких памятников является статуя Рамсеса II, которая сейчас находится в Турине. Скульптор,'создавая образ могучего правителя, как того требовало официальное искусство, решил эту задачу уже новыми средствами. Здесь не видно чрезмерно выдающихся мускулов, прямой, кажущейся несгибаемой шеи и бесстрастно смотрящих вдаль глаз — то есть всего того, что было присуще прежним образам фараонов. Непривычен был уже и сам факт изображения фараона в бытовом одеянии и с сандалиями на ногах. Основное впечатление силы и могущества достигнуто скульптором не обобщением образа фараона — «сына бога Ра», а созданием образа земного владыки Египта. Это достигалось спокойной позой статуи со слегка наклоненной головой и внимательно смотрящими вниз глазами. Вероятно, именно так сидел Рамсес II в тронном зале во время приема сановников иностранных посольств.
Вторым святилищем бога Амона-Ра был храм в Луксоре, стены которого были покрыты золотом, а пол — серебром. Храмы соединялись между собой 3-километровой аллеей вырубленных из камня сфинксов с бараньими головами. Эту аллею называли «тропой богов», так как во время праздников и религиозных торжеств священная барка со статуей бога Амона шествовала из одного храма в другой.
Сейчас Луксор — небольшой пыльный городок с несколькими десятками тысяч жителей, но славе его может позавидовать любой столичный город. Его называли «городом дворцов» и здесь обитали те, «чья слава покорила весь мир».
В 663 году до нашей эры Фивы были разрушены войсками ассирийского царя Ашшурбанипала, и от самого города мало что осталось. Но до сих пор величественные руины храмов Луксора и Карнака, которые сейчас находятся под открытым небом, производят неизгладимое впечатление на всех посетителей.
Долина царей — некрополь фараонов Древнего Египта.  Начиная с эпохи Среднего царства, то есть с 2040 года до н.э., «стовратные» Фивы на протяжении многих веков являлись столицей Древнего Египта.
Сегодня Фивы — это современный Луксор, условно разделённый Нилом на две части — «Город живых» и «Город мёртвых». На правом берегу Нила, в «Городе живых» сосредоточена основная туристическая инфраструктура, сохранилось несколько святилищ — Карнак и Луксорский храм. Напротив них, на западном берегу Нила раскинулась Долина царей. В отличие от фараонов Древнего царства, правители Фив не строили пирамиды. Со времён Тутмоса I властителей хоронили к западу от Фив в уединённом пустынном ущелье Бибан-эль-Молук («Врата Царей»). Новые фараоны надеялись, что захоронения, спрятанные под крутыми утёсами, не будут расхищены грабителями. Вход в склеп защищали секретные падающие двери, снаружи засыпанные камнями.

   Устройство гробниц. За 500 лет (XVI в. до н. э. — XI в. до н. э.) древние зодчие построили в Долине царей 65 усыпальниц, в том числе для таких прославленных фараонов, как Рамсес II Великий, Эхнатон, Сети I. Все склепы имеют схожую планировку: в толще скалы выдалбливали длинные наклонные туннели со ступенчатыми спусками, уходящими вниз на глубину до 200 метров и ведущими в погребальную камеру. Посередине неё стоял саркофаг, в который, как в матрёшку, вложены гробы, изображающие мумию. Главный гроб, содержащий собственно мумию фараона, выполнен из чистого золота и инкрустирован полудрагоценными камнями. К настоящему времени сокровища и мумии из гробниц либо разграблены, либо перевезены в Каирский музей.

Кроме каменных саркофагов, в Долине царей можно увидеть цветные фрески, украшающие стены потолков и коридоров.
Гробница Тутанхамона — археологическая сенсация XX века. Именно здесь, в Долине царей Говард Картер после 20 лет безуспешных поисков в 1922 году обнаружил гробницу Тутанхамона. Гробница царя-юноши, остававшаяся запечатанной 33 столетия, оказалась нетронутой грабителями. Тутанхамон умер, не достигнув 20-летнего возраста, скорее всего, от тяжёлой формы малярии. Не успев совершить при жизни великих деяний, юный фараон прославился после смерти. Как заметил Г. Картер: «Единственным событием его жизни стала смерть и погребение». В гробнице Тутанхамона найдено более 3,5 тыс. произведений искусства и погребальных предметов. Среди них были позолоченные колесницы, обитые золотом кровати, модели парусных челнов, пышно декорированные ларцы с одеждой и украшениями, изящные каменные сосуды с давно высохшим вином и др., а также пучки волос бабки фараона. Но самая знаменитая находка — это посмертная маска Тутанхамона, изготовленная из толстого листа золота весом 11,26 кг. Глаза сделаны из сверкающего обсидиана, брови и веки — из тёмно-синего стекла. На шее блистает широкое ожерелье из самоцветов.

   Последняя тайна Долины царей. После обнаружения гробницы Тутанхамона в Долине царей 80 лет не совершалось никаких открытий.
Неожиданно, в 2006 году во время реставрационных работ археологи из университета Мемфиса, возглавляемые профессором Отто Шаденом, наткнулись на нетронутое захоронение, содержащее 5 саркофагов, керамические сосуды, расписные погребальные маски. На крышке одного из гробов изображена женщина с длинными чёрными волосами и тонкими бровями. Но вместо царственных останков учёные нашли в саркофаге ожерелье из цветов, льняные мешки, заполненные солью, и другие предметы, использовавшиеся при бальзамировании. Поскольку открытие сделано в пяти метрах от гробницы Тутанхамона (KV62), находке присвоили имя KV63. Эксперты полагают, что KV63 принадлежала кому-то из родственников фараона. В июле 2008 года обнаружены входы в погребальные камеры KV64 и KV65, но их назначение пока не установлено. «Я надеюсь на такой успех, как ещё один Тутанхамон, — говорит археолог Николас Ривз. — Но общество должно быть готово к тому, что Долина царей обладает ещё немалым потенциалом».



















2 комментария: