Когда тяжело на душе (женщина без работы, обсели дети со своими проблемами, к тому же нужно немедленно косить траву...), настоящие хозяева румынского села Сепинца первым делом направляются не в бар, а на местное кладбище. После получасового хождения между могилами выходит человек бодрый, улыбающийся и возвращается к обычной жизни, как будто вышеупомянутые проблемы совершенный пустяк
. А часто среди могил слышен громкий хохот. В Сепинце находится единственное в Европе «Веселое кладбище», которому исполнилось 50 лет.
. А часто среди могил слышен громкий хохот. В Сепинце находится единственное в Европе «Веселое кладбище», которому исполнилось 50 лет.
В Румынии любят устанавливать большие старые деревянные ворота и перед культовыми сооружениями, перед домами. А здесь они просто-таки величественные, словно в рай. Именно с названием «Веселое кладбище» этот памятник находится под защитой ЮНЕСКО. В центре кладбища — церковь XIX века, а возле входа в храм — могила основателя «Веселого кладбища» Йона Петраша. Полвека тому назад сельский хозяин смастерил первый деревянный крест с портретом усопшей, украсил узором и остроумной надписью. Приход во главе со священником восприняла это как святотатство, а партийный секретарь немедленно написал об этой выходке самому Генсеку Николае Чаушеску в Бухарест. Хотя родственники покойной согласились, чтобы могилу украшала именно жизнерадостная атрибутика. 25 лет Йон Петраш выполнял эту необычную работу. Перед собственной смертью в 1977-м себя изобразил для надгробия с такими словами: «Здесь похоронен мужчина, который за всю жизнь никому не причинил зла».
Как настоящий мастер, Йон Петраш готовил себе замену, и после него колоритные памятники делает ученик — Думитру Поп, который ухаживает за домом-музеем Петраша. В нем находится мастерская Думитру. Из жизни покойника берется что-то особое, характерное. Текст, рисунок, узоры — все непременно согласовывается с родней, которые за работу и место платят немалые деньги. Правда, иногда удивляет чрезмерная откровенность. Мы привыкли, что о покойнике говорят только хорошее или ничего. А здесь! Скажем, мужчина жил недостойно. И читаем словно обращение от него самого к сущим: «Было время, когда я увлекался спиртными напитками, любил изрядно выпить. Смотрите, друзья, чтобы с вами не случилось то, что со мной». Таких «воспитательных» эпитафий здесь немало. Размышления окутывают душу только на миг, потому что рядом такое знакомое о теще. От зятя: «Под этим камнем лежит теща моя. Если бы она еще три дня прожила, то вечным сном почил бы я, а читала эти слова она».
Идея «Веселого кладбища» возникла еще с языческих времен, когда смерть воспринималась с радостью, потому что закончились муки, страдания на земле, а на том свете ждет рай. Сама церемония прощания с умершим происходит по христианскому обычаю — вынос гроба из дома, молебен в церкви, слезы, и никто не улыбается даже тогда, когда в землю закапывают гроб. Он весь в цветах и ждет, когда свое дело сделает Думитру Поп. Радуются после, когда душа умершего на небесах. Каждое лето на кладбище проводятся фольклорные фестивали. Поют, танцуют, музыка играет до утра — кажется даже могилы подтанцовывают.
В Сепинце живут рядом румыны — православные и греко-католики. Много мужчин сейчас работают на строительных работах в Западной Европе. А многие женщины занимаются народными промыслами. Изготавливают из овечьей шерсти ковры, покрывала, плетут сумки, делают вышиванки. Все это развешено на заборах домом. Когда приходит воскресенье, то все девочки, женщины, бабушки одевают народные костюмы и направляются в два храма. Греко-католики построили мужской монастырь с самым высоким в Румынии шпилем. Православные больше всего гордятся своей старинной церковью.
Река Тиса является границей между румынским уездом Марамуреш и Закарпатской областью Украины. Из закарпатских сел Бедевля, Грушево видно острый шпиль монастыря в Сепинце. Его назвали «Сепинца-Перь» (Перь в переводе — Грушево) в честь разрушенного древнего монастыря в Грушево, в котором, говорят легенды, печатал книги сам Иван Федоров.
Возле румынской Сепинцы расположено украинское село Реметы, где недавно освятили новую православную церковь. Отец Николай Ковач говорит, что соседи ходят друг к другу на церковные службы. Украинцы с радостью посещают «Веселое кладбище», не один думает, что бы о нем написали. И знаете, говорит священник Николай, после таких экскурсий некоторые стают намного добрее. На «Веселое кладбище» едут туристы со всего мира. Дважды мне довелось здесь побывать с правительственными делегациями из Украины. Как ни пытался сфотографировать наших возле могил с улыбкой во все лицо, ничего не получалось. Каждый прятал улыбку. Почему такие закомплексованные? Западноевропейцев не нужно заставлять, и они прямо за животы держались.
Дому-музею Йона Петраша я подарил стих нашего поэта Василия Симоненко «Веселые похороны» в переводе на румынский язык. В нем говорится о том, как хоронили безразличие. И от этого «танцювали дерева, веселилися квіти, умывалося небо у синяві рік»...
Материал взят с сайта газеты "ДЕНЬ" http://www.day.kiev.ua/
Сапанта — деревня в румынских горах, известная своим уникальным «веселым» кладбищем. Местный резчик по дереву Стэн Иоан Патраш превратил его в летопись деревни, произведение искусства и всемирно известную достопримечательность. За свою жизнь он вырезал около семисот надгробий. Все надгробные доски ярко раскрашены и содержат изображение, повествующее о роде занятий умершего или причине его смерти.
Стэн Иоан Патраш умер в 1977 году, но дело его живет и побеждает, продолжаемое Димитру Попом, учеником мастера.
При жизни Патраша называли не по имени а просто-ПЬЯНИЦА после его смерти-на это клабдище хлынули туристы, сейчас туристический бизнес этого кладбища приносит селу 150000 долларов в год и этого ПЬЯНИЦУ все в селе БОГОТВОРЯТ!!
Изображение сопровождается кратким рифмованным жизнеописанием. Вот лишь некоторые надписи (естественно в переводе) и сами надгробия
***
- Ты ли это, братец Дэл,
В яме? Вот так номер!
- Ну, глазастый, углядел!
Я, да только помер...
***
Здесь лежу я, Джонни Вохер,
Звали все меня пройдохой,
Жил я восемьдесят лет.
Никому добра не делал,
Никому б добра не сделал,
Появись я вновь на свет.
***
Здесь несчастнейший Том Рахет
В деревянной спит рубахе,
Жизнь он попусту провёл:
То в лачуге, то в бараке
Жил свиньёй, а сдох собакой
И наследников подвёл.
НА МОГИЛЕ ТРАКТИРЩИКА
Здесь могила Джона Гвина -
Превратится в ком он глины
И когда-нибудь опять
Вас в трактире "У долины"
В форме кружки иль кувшина
Будет радостно встречать.
НА МОГИЛЕ ДАНТИСТА
Дантист Джонни Браун лежит здесь в земле:
Последняя пломба в последнем дупле.
НА МОГИЛЕ ЛАБОРАНТА
Здесь лежит лаборант Вилли До.
Да покоится прах его в мире!
Захотел он испить H2O,
А испил H2SO4.
НА МОГИЛЕ ОФИЦИАНТА
И всё же Бог
К себе его внимание привлёк.
НА МОГИЛЕ СВЯЩЕННИКА
Здесь преподобный Доу спит -
Он будет там, где Бог велит.
Коль в рай сподобится такой -
Прощайте кротость и покой,
А коль ему дорога в ад,
То сами черти возопят.
***
Священник, судья и поэт Ливерстон
Почил здесь под грузом греха,
Успевши при жизни нарушить закон
Господний, мирской и стиха.
НА МОГИЛЕ ВРАЧА
Пошёл он к колодцу и шею сломал,
А нам его жизнь дорога.
Уж лучше б он чаще больных навещал,
А воду носил бы слуга.
НА СМЕРТЬ ГЭЛА
Гэл, бедняжка, скончался от лихого недуга:
Под дождём до полночи поджидал он подругу.
Роковое терпенье, бессердечная дама
И дурная погода увели его в яму.
Ты, прочтя в назиданье эти скорбные строки,
Знай: страдать нужно дома, до дести и в шлафроке.
НА МОГИЛЕ ЖЕНЫ
Нет, за тобой туда я не пойду:
Наверняка ты, душенька, в аду...
***
С женой не ладил Вилли,
И Бог её прибрал,
Но Вилли на могиле
Отчаянно рыдал.
Соседи рассудили,
В чём суть его скорбей:
Польёшь слезою землю -
Уляжется плотней.
***
Скрыла милую земля...
Аллилуйя!
Тра-ля-ля!
***
Здесь лежит моя жена,
Места нет достойней.
Упокоилась она,
Да и мне спокойней.
***
Здесь дорогая тётушка легла:
Смерть в сумочку свою её взяла.
Джон Драйден
***
Бедная Марта от нас ушла,
Будь воля её, так ещё б пожила.
Кашляла сильно, и ноги ныли -
Вот ноги её-то и не сносили...
ПОСЛЕДНЯЯ ПРОСЬБА УСТАЛОЙ ЖЕНЫ
ИЗ ДОМА, КОТОРОМУ СЛУГИ НУЖНЫ
Прощайте навек! Я отныне пребуду
В том дальнем краю, где не моют посуду,
Не варят, не жарят, не квасят, не шьют,
Не чинят носки и полы не метут.
Там будет мне воля, покой и отрада:
Ведь тем, кто не ест, и готовить не надо.
Не плачьте по мне, не зовите опять:
Я буду теперь отдыхать, отдыхать...
ЭПИТАФИЯ ШАРЛОТТЫ
Как ложе, земля твою плоть приняла.
Сколь многим мужам ты усладой была!
Ты честь берегла до пятнадцати лет -
И в том средь живых тебе равных уж нет!
ЭПИТАФИЯ ПАМЕЛЛЫ
Несравненная Памелла,
Избежав сетей порока,
Спит уже под этим камнем
Рано, трезво, одиноко.
Стэн Иоан Патраш умер в 1977 году, но дело его живет и побеждает, продолжаемое Димитру Попом, учеником мастера.
При жизни Патраша называли не по имени а просто-ПЬЯНИЦА после его смерти-на это клабдище хлынули туристы, сейчас туристический бизнес этого кладбища приносит селу 150000 долларов в год и этого ПЬЯНИЦУ все в селе БОГОТВОРЯТ!!
Изображение сопровождается кратким рифмованным жизнеописанием. Вот лишь некоторые надписи (естественно в переводе) и сами надгробия
***
- Ты ли это, братец Дэл,
В яме? Вот так номер!
- Ну, глазастый, углядел!
Я, да только помер...
***
Здесь лежу я, Джонни Вохер,
Звали все меня пройдохой,
Жил я восемьдесят лет.
Никому добра не делал,
Никому б добра не сделал,
Появись я вновь на свет.
***
Здесь несчастнейший Том Рахет
В деревянной спит рубахе,
Жизнь он попусту провёл:
То в лачуге, то в бараке
Жил свиньёй, а сдох собакой
И наследников подвёл.
НА МОГИЛЕ ТРАКТИРЩИКА
Здесь могила Джона Гвина -
Превратится в ком он глины
И когда-нибудь опять
Вас в трактире "У долины"
В форме кружки иль кувшина
Будет радостно встречать.
НА МОГИЛЕ ДАНТИСТА
Дантист Джонни Браун лежит здесь в земле:
Последняя пломба в последнем дупле.
НА МОГИЛЕ ЛАБОРАНТА
Здесь лежит лаборант Вилли До.
Да покоится прах его в мире!
Захотел он испить H2O,
А испил H2SO4.
НА МОГИЛЕ ОФИЦИАНТА
И всё же Бог
К себе его внимание привлёк.
НА МОГИЛЕ СВЯЩЕННИКА
Здесь преподобный Доу спит -
Он будет там, где Бог велит.
Коль в рай сподобится такой -
Прощайте кротость и покой,
А коль ему дорога в ад,
То сами черти возопят.
***
Священник, судья и поэт Ливерстон
Почил здесь под грузом греха,
Успевши при жизни нарушить закон
Господний, мирской и стиха.
НА МОГИЛЕ ВРАЧА
Пошёл он к колодцу и шею сломал,
А нам его жизнь дорога.
Уж лучше б он чаще больных навещал,
А воду носил бы слуга.
НА СМЕРТЬ ГЭЛА
Гэл, бедняжка, скончался от лихого недуга:
Под дождём до полночи поджидал он подругу.
Роковое терпенье, бессердечная дама
И дурная погода увели его в яму.
Ты, прочтя в назиданье эти скорбные строки,
Знай: страдать нужно дома, до дести и в шлафроке.
НА МОГИЛЕ ЖЕНЫ
Нет, за тобой туда я не пойду:
Наверняка ты, душенька, в аду...
***
С женой не ладил Вилли,
И Бог её прибрал,
Но Вилли на могиле
Отчаянно рыдал.
Соседи рассудили,
В чём суть его скорбей:
Польёшь слезою землю -
Уляжется плотней.
***
Скрыла милую земля...
Аллилуйя!
Тра-ля-ля!
***
Здесь лежит моя жена,
Места нет достойней.
Упокоилась она,
Да и мне спокойней.
***
Здесь дорогая тётушка легла:
Смерть в сумочку свою её взяла.
Джон Драйден
***
Бедная Марта от нас ушла,
Будь воля её, так ещё б пожила.
Кашляла сильно, и ноги ныли -
Вот ноги её-то и не сносили...
ПОСЛЕДНЯЯ ПРОСЬБА УСТАЛОЙ ЖЕНЫ
ИЗ ДОМА, КОТОРОМУ СЛУГИ НУЖНЫ
Прощайте навек! Я отныне пребуду
В том дальнем краю, где не моют посуду,
Не варят, не жарят, не квасят, не шьют,
Не чинят носки и полы не метут.
Там будет мне воля, покой и отрада:
Ведь тем, кто не ест, и готовить не надо.
Не плачьте по мне, не зовите опять:
Я буду теперь отдыхать, отдыхать...
ЭПИТАФИЯ ШАРЛОТТЫ
Как ложе, земля твою плоть приняла.
Сколь многим мужам ты усладой была!
Ты честь берегла до пятнадцати лет -
И в том средь живых тебе равных уж нет!
ЭПИТАФИЯ ПАМЕЛЛЫ
Несравненная Памелла,
Избежав сетей порока,
Спит уже под этим камнем
Рано, трезво, одиноко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий