воскресенье, 29 июля 2012 г.

Тайна предсказанной гибели

До сих пор приверженцы разных мировоззрений спорят о том, существует ли ясновидение.
Положение непростое: с одной стороны, вроде бы немало примеров удачного предсказания будущего, с другой — никаких экспериментальных подтверждений, то есть удачных попыток повторить эффект при тех же условиях…
Если не считать «зороастрийского мага» Глобы, единственным предсказателем, постоянно, как на службу, «ходившим» в будущее, остается Мишель Нострадамус.



Но и о нем есть разные мнения, вплоть до парадоксальных. Утверждают, например, что знаменитый прорицатель не предвидел события, а… в зашифрованной форме писал их сценарий, который затем воплощали исполнители, служившие то ли королю Франции, то ли папе, то ли некоему могущественному ордену!
Что-то вроде отдела секретных спецзаданий: «теоретик» Нострадамус опишет в стихах, например, гибель некоего монарха, а практики с кинжалами или ядом воплотят эту центурию в жизнь…
Словом, результаты исследований в области проскопии — предвидения будущего — до сих пор можно описать одной расхожей фразой: «Наверное, в этом что-то есть»… Хотя, не скрою, факты имеются презанятные. Уже многие писали, например, о странном стихотворении Лермонтова, которое так и называется — «Предсказание». Помните?
«Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет…» В этих строках, созданных за 77 лет до Октябрьской революции, усматривают даже образ Сталина в фуражке с высокой тульей… Малоизвестный английский писатель Морган Робертсон выпустил в 1898 году роман, названный «Futility» — «Тщетность». В нем описывается первый рейс гигантского трансатлантического лайнера. Апрельской ночью в открытом море судно сталкивается с айсбергом и гибнет… Ничего особенного?
Возможно. Однако лайнер у Робертсона зовется «Титан» — и по размерам, водоизмещению, скорости, мощности машин является двойником корабля «Титаник», затонувшего от столкновения с айсбергом 14 апреля 1912 года! Другой, американский фантаст Аллаф Стеббелдог написал роман «Последние и первые люди». Книга, изданная в 1930 году, посвящена атомной войне будущего.
Пророчество? Пожалуй, — но Стеббелдог не первый. Гениальный Г. Дж. Уэллс в те же годы живописует взрывы ядерных бомб в романе «Освобожденный мир», а наш поэт Андрей Белый еще на десять лет раньше сочиняет знаменитое четверостишие: «Мир рвался в опытах Кюри атомной лопнувшею бомбой на электронные струи невоплощенной гекатомбой»…
Однако, за беднягой Аллафом после окончания Второй Мировой войны явились полицейские. У него-де во всех подробностях описан сверхсекретный атомный «Манхэттен-проект»! Писатель чуть не угодил на электрический стул. Ему с трудом удалось доказать, что все подробности цепной реакции — его собственная выдумка! Просто хорошо учил физику в школе…
Впрочем, научно-технические, рассудочные прогнозы — не наша тема. Этак можно зачислить в Нострадамусы и писателя-энциклопедиста Ивана Ефремова, за десятки лет предсказавшего голографию или открытие алмазоносных трубок в Сибири. Другое дело — радиотелефоны и телевизоры, «увиденные» Сирано де Бержераком в XVII веке; в тогдашней науке и намека не было ни на что подобное…
А чего стоит забытый рассказ не менее забытого автора по фамилии Шил, описавшего кровожадную международную организацию будущего под названием… СС?!Будем человечными даже в мыслях!
Но не будем более распространяться о «пророках» прошлого, вольных или невольных, обладавших дивной интуицией или широкими научными знаниями. Расскажем лучше о нашем современнике, киевлянине, ухитрившемся не то предсказать, не то даже запрограммировать грядущее с помощью… скульптуры!
Его рабочий кабинет — в живописнейшем из уголков Киева, на Андреевском спуске, чуть ниже церкви с таким же названием. Старый дом заполнен картинами и скульптурами; это — музей-мастерская великого украинского скульптора и кинорежиссера Ивана Кавалеридзе. Ростислав Синько, создатель и бессменный директор музея, также владеет обеими этими профессиями.
Он — известный режиссер телефильмов, поставивший за свою жизнь свыше пятидесяти документальных, музыкальных, художественных картин. А сверх того, профессиональный художник, скульптор и неустанный пропагандист отечественного искусства. Это стараниями Ростислава Александровича появились в Киеве и возобновленный памятник княгине Ольге, и статуя князя Ярослава Мудрого у Золотых Ворот. Автор обеих работ — Кавалеридзе. Сегодня Синько со всей своей неуемной энергией «пробивает» проект памятника могучему князю-воину Святославу Игоревичу…
А около двадцати лет назад режиссер Синько работал над фильмом «Слово о Киеве», приуроченным к 1500-летнему юбилею украинской столицы. Один из эпизодов снимался в спортивном зале Киевского военного округа; героем был великолепный спортсмен, фехтовальщик, чемпион Олимпийских игр Владимир Смирнов.
Во время тренировок своим наметанным глазом кинематографиста и художника Ростислав увидел замечательную красоту этого человека. Сам Синько пишет о Смирнове: «Редко встретишь столь гармонично сложенного человека: высокого, статного, с профилем Аполлона, с длинными, артистическими золотыми волосами, с упругим, словно у тигра, телом… Живой д’Артаньян!».
После съемок Синько пригласил рапириста в свою мастерскую — и начал вдохновенно лепить его портрет. Разумеется, когда спортсмен позировал, они вели долгие беседы. Выяснилось, что Владимир удивительно целостен и гармоничен во всем: не курит, не пьет, обожает жену и детей, которые платят ему тем же… Счастливец, да и только!
По словам художника, «у Смирнова-то все было в порядке, а вот у меня не выходил его скульптурный портрет»… Синько мучился, не в силах поймать то неуловимое, что составляет суть человека, его — не только внешнее, но и глубинное — отличие от других. 
Ведь изваяние — не фото, а образ, объемная метафора… Хоть самому фехтовальщику нравилась почти готовая статуя, мастер был недоволен. И, когда Смирнову пришел срок лететь на важные соревнования за границу, — Ростислав попросил его после возвращения обязательно зайти еще на один сеанс, хоть часок попозировать…
Но, согласно украинской поговорке, «не так сталося, як гадалося»… Времени у чемпиона в ближайшие месяцы не нашлось, продолжались полеты по миру, множились блистательные победы на соревнованиях.
А в мастерской высыхала, начинала крошиться глина неоконченной скульптуры… Однажды, уловив некий — быть может, воображаемый — недостаток в своей работе, Синько подошел к ней… и резким ударом стека срубил левую часть головы, вместе с глазом! «Прощай, Володя, не суждено… И оставил я глину не завернутой — высыхать…»
А приблизительно месяц спустя скульптор увидел в одной из газет крупный черный заголовок: «В Риме на соревнованиях погиб наш выдающийся рапирист Владимир Смирнов». Позднее стали известны подробности. Смирнов вел напряженный бой с очень сильным немецким фехтовальщиком. От удара клинка о клинок — рапира немца сломалась, и ее острый обломок сквозь маску пробил левый глаз, а через него — мозг Владимира…
Замечу, что, по удивительному стечению обстоятельств, почти так же 1 июля 1559 года принял смерть на поединке король Франции Генрих Второй: сломанное копье противника, графа Монтгомери, сквозь забрало шлема выкололо правый глаз короля и вошло в мозг.
А за год до того в своей книге прорицаний Нострадамус писал: «Молодой лев победит старого в странном поединке на ратном поле. Он ему проколет глаз через золотую клетку… Мучительная смерть»… Наш киевский «Нострадамус», не обладавший оккультными знаниями французского пророка, очень взволнованный случившимся, отправился за разъяснениями к астрологу.
« — Ты напустил на него порчу…
— Я уважал этого человека, хотел, чтобы он жил сто лет!
— Это произошло помимо твоей воли. Сам того не желая, ты прервал его линию жизни…»
Вернувшись в мастерскую, скульптор увековечил свое мрачное предвидение тем, что сделал гипсовую отливку головы Смирнова. Стоит она и сейчас в запаснике музея… … Что же случилось на самом деле? С точки зрения эзотерики, Ростислав Синько невольно попал чуть ли не в такую же ситуацию, в которой оказывались гонцы древнего мира, принесшие горестную весть владыке.
Вот, как в «Сказке о царе Салтане», когда царю приносят подложную грамоту о «неведомой зверушке», что родилась у царицы: «Царь со страху стал чудесить и гонца хотел повесить»… А все почему? Потому, что предки наши считали мысль вполне материальной силой. Высказать, обнародовать плохую новость — почти то же самое, что совершить злое дело, о котором сообщается. Напророчить дурное — значит, в какой-то степени его реализовать… А может быть, не столь уж далеки были пращуры от истины?
Конечно, никому не придет в голову всерьез обвинять доброго и талантливого человека, Ростислава Синько, в «порче», напущенной через удар по глиняной голове на живого спортсмена. Однако… давайте будем человечными и осторожными даже в мыслях!
На всякий случай…

Комментариев нет:

Отправить комментарий