Геннадий ФЕДОТОВ, собкор «АН»
Санкт-Петербург – молодой город, и привидения здесь относительно не старые. Самому «древнему» – Петра I – нет еще и трех веков, что для призрака, в принципе, не так уж и много.
Бизнесмены не ужились с призраком императора
Безусловно, наиболее известным призраком Санкт-Петербурга считают привидение основателя города. Кстати, легенда о том, что в темную и холодную ночь лучше держаться подальше от статуи «поднявшего Россию на дыбы», родилась не на пустом месте. В полицейских архивах XIX века сохранились записи о трупах с размозженными головами: их подбирали поутру неподалеку от постамента Петра I.
И сегодня никто из горожан, даже те, кто сильно навеселе поздней порой возвращаются домой через площадь Декабристов, не посмеет повторить вызов безумного Евгения из поэмы «Медный всадник». Вряд ли кто открыто признается в этом, но большинство петербуржцев верит в подлинность истории, рассказанной Пушкиным.
Видели дух первого российского императора и в доме на Марсовом поле, в котором давно уже располагается Институт Культуры.
Дом был построен намного позже царствования Петра, однако, по непонятным причинам, он здесь регулярно появлялся. По словам очевидцев, призрак императора водил за собой по коридорам бестелесную молодую даму и ругал её страшными словами, обвиняя в клятвопреступничестве.
Больше всего призраков в Санкт-Петербурге оставила после себя эпоха Павла I, так как и император, и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события.
Трагическая гибель Павла в Михайловском замке (ныне Инженерный), в котором после убийства долго никто не хотел жить, породила массу леденящих душу историй. Император, как говорят, не нашел успокоения и до сих пор ночами бродит по коридорам замка и стенает. Вполне вероятно, что он до сих пор пытается найти заговорщиков, задушивших его, и отплатить им той же монетой...
В годы советской власти в замке располагался ЛенЦНТИ (Ленинградский центр научно-технической информации) и другие подобные организации. Сегодня здесь - филиал Русского музея, но старые стены гостеприимства по-прежнему не излучают. Привидение здесь видели всегда.
В прошлом в Инженерном замке находилось несколько государственных контор. Их разобщённость долгое время сдерживала нараставшую панику.
Чаще других со странными явлениями сталкивалась охрана, которая долгое время, по понятным причинам, хранила молчание. Лишь близким людям охранники рассказывали, что по коридорам замка ночью бродит бледный невысокий человек со свечой в руке, иногда с белым шарфом на шее.
Часто привидение было невидимым, люди натыкались на что-то плотное и холодное. Охранники сменяли друг друга, и со временем держать информацию в тайне стало невозможно.
В 70-х годах XX века из Москвы даже приезжала специальная комиссия, которая работала по ночам, пытаясь разобраться в таинственном феномене. Её секретный отчёт никто никогда не видел, а слухов о привидении стало ещё больше.
Активность призрака всевозможные парапсихологи и охотники за привидениями неоднократно проверяли и в последующие годы, измеряя ее специальными экстрасенсорными приборами.
Среди сотрудников никогда не было принято надолго задерживаться здесь по вечерам. С наступлением сумерек и окончанием рабочего дня все спешили покинуть замок с тем, чтобы не остаться наедине с призраками. Даже новоявленные бизнесмены, оккупировавшие замок в начале 90-х годов, также боялись допоздна задерживаться в здании и норовили улизнуть, пока еще не стемнело.
Вроде бы ничего плохого Павел живым не делает (во всяком случае, никто ничего об этом не рассказывает), однако почему-то именно это привидение вселяет в христианские души суеверный ужас.
Рассказывают, что призрак несчастного императора иногда играет на флажолете – старинном музыкальном инструменте, напоминающем флейту.
Помимо призрака Павла сотрудники регулярно встречают в замке и некую Белую даму в золотых башмачках. Известно, что по ночам Дама устраивает балы, и до тех, кто не спит, доносятся звуки веселого застолья и звонкий смех.
Безголовому скелету чужой череп понравился
Однажды архитектор Кокоринов принимал в только что законченном здании Академии художеств императрицу Екатерину Великую. И надо же было так случиться, что ее величество испачкала платье о свежеокрашенную стену!
Екатерина, конечно, выразила неудовольствие, а незадачливый архитектор не сумел пережить монаршего гнева и в ту же ночь повесился от стыда на чердаке. С тех пор его тень, вооруженная чертежными инструментами, является студентам-полуночникам. И всегда, утверждают, к несчастью – к несданному экзамену.
"А в ненастные ночи в ворота Академии раздается стук и крик: Это я - скульптор Козловский со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и обледенел, отвори!"
В Эрмитаже сегодня обитает другое знаменитое привидение. В Темном коридоре появляется время от времени призрак Николая I. Полуночники узнают его по прямой осанке, густым эполетам, холодному взору... Говорят, он никогда никому не пытался представиться, но все сразу понимают, что перед ними царственная особа.
В коридорах Русского музея можно встретить некую хрупкую даму в черном воздушном платье. Ее лицо скрыто вуалью.
Дух Распутина до сих пор не развеялся и пугает нынешних обитателей знаменитого дома на Гороховой.
Под сенью Исаакиевского собора скитается грустная тень зодчего Монферрана, которому было предсказано, что он умрет сразу, как достроит собор. На мосту Лейтенанта Шмидта жалуется на свою несчастную судьбу барышня в прюленевых башмаках и черной пелеринке - Шишига. А на другом берегу Невы, у Петропавловской крепости проливает горькие слезы знаменитая княжна Тараканова.
Одним из самым жутких питерских призраков является Софья Перовская. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляется молодая женщина с посиневшим от удушья лицом, багровым следом от веревки на шее и белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.
Наоборот, одно из самых курьезных петербургских привидений появилось вскоре после октября 1917 года в основанной еще Петром Кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии). В свое время там по приказу императора был в качестве экспоната помещен скелет человека огромного роста.
После Октябрьской революции и последовавшей за ними неразберихи некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Сразу после этого смотрители музея и охранники стали шепотом и с дрожью в голосе рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит призрак скелета и ищет свой череп!
С этим привидением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе и ее директор, ныне покойный Рудольф Итс. На вопросы о безголовом скелете он отвечал, что такое существо действительно есть, и увидеть его может, в принципе, каждый желающий. При этом он подчеркивал, что характер у привидения достаточно миролюбивый, а к людям оно относится безразлично.
Однако кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет действовал на нервы, и проблему решили довольно оригинальным способом: к скелету присоединили чужой череп! Призраку это понравилось, и он прекратил свои ночные блуждания и поиски.
Студенты Петербургского государственного Университета могут рассказать всем желающим про «свое», университетское привидение. Оно вполне безобидно и является в ясные лунные ночи. Довольно часто его можно встретить за старым сараем, возле филфака, напротив здания Двенадцати коллегий.
Поговаривают, что это либо душа Блока, так как рядом находится дом, где родился поэт, либо тень замученного экзаменатором студента.
Тени декабристов в засаду не попали
Еще одно привидение однажды видели на Троицкой площади, где во дворце Кшесинской расположен музей политической истории России (ранее - музей Великой октябрьской социалистической революции). Сегодня самая популярная здесь экспозиция - музей восковых персон, вокруг которых всегда существовал ореол таинственности и мистики.
"Считается, что в точную копию умершего оригинала переселяется частичка его души. Очевидцы утверждают, что однажды прямо среди бела дня из дверей дворца выскочил странный человек в пенсне и кожаной куртке, с огромной деревянной кобурой Маузера на боку. Страшно ругаясь, он бросил в урну какую-то бумажку и бегом пустился по улице Куйбышева."
Извлеченная из мусора записка оказалась на редкость хорошо сохранившимся приказом о расстреле контрреволюционеров за подписью председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого. Скорее всего, утверждают знатоки, призрак легендарного чекиста, убитого террористом-эсером, покинул свое постоянное место пребывания в музее восковых персон, чтобы отправиться на очередное заседание городской ЧК.
Помимо восковых фигур духи умерших людей довольно часто вселяются в скульптуры. Так, одно из наиболее известных привидений Санкт-Петербурга можно встретить у Нарвских ворот. У их подножия стоят скульптуры русских воинов, кроме того, ворота украшает барельеф с человеческими фигурками.
Среди этих-то фигурок и обитает привидение. Раньше, как только часы пробьют полночь, оно оживало и, увидев идущего мимо человека, поднимало вверх руки, то ли приветствуя горожан, то ли проклиная. Жители близлежащих домов пугали им детей, а сами, особенно ближе к ночи, старались обойти ворота стороной.
Сегодня любители острых ощущений, желая убедиться в существовании привидения, караулят его по ночам. Но оно, видимо, недовольное такой бесцеремонностью, теперь появляется крайне нерегулярно и руки поднимает как будто бы через силу.
Так же нерегулярно в последние годы появляется «на людях» и «ходячий утопленник» из Кронверкского пролива. А впервые он заявил о себе еще в 1708 году, когда работы по строительству Кронверка - бастиона Петропавловской крепости - подходили к концу. Тогда в один из летних вечеров рабочие услышали жуткие крики, доносившиеся со стороны Кронверкского пролива.
В те годы он был довольно широк и глубоководен. Поэтому помочь тонувшему не смогли, да и за телом нырять не отважились. О погибшем землекопе скоро забыли, а спустя столетие, в одну из ночей, в Кронверке опять раздались крики. На этот раз истошно орал часовой. Прибежавшие на вопли солдаты и офицер услышали от него, будто ровно в полночь вышел из пролива серый человек с раскинутыми руками и медленно направился к часовому.
Понятно, что никакого ходячего утопленника не обнаружили. Только след от огромного башмака отчетливо виднелся на песке. Но с тех пор призрак стал регулярно прогуливаться вдоль Кронверка, пока в начале уже XX века какой-то рыбак не запустил в него камнем. Призрак, видимо, обиделся и притих, но не надолго.
Кстати, обидчивый утопленник - не единственное привидение Кронверка. Души пятерых декабристов, казненных летом 1826 года, также ведут себя беспокойно. Очевидцы неоднократно рассказывали о стонах, доносящихся с места казни, и о неясных очертаниях пяти человеческих фигур.
В 1925 году члены городского общества безбожников решили раз и навсегда развеять миф о призраках декабристов, и устроили на тех, кто якобы прикрывался именем привидений и стонал по ночам, настоящую засаду. Три ночи они провели, не смыкая глаз, и несколько раз слышали странные звуки, но поймать так никого и не смогли.
Кроме большого количества призраков любителей мистики и паранормальных явлений в Санкт-Петербурге наверняка заинтересует и множество так называемых аномальных мест, где происходят всякого рода необъяснимые явления.
Например, на Заневской площади, которая находится на месте старого кладбища, люди часто теряют ориентацию в пространстве и времени. Но это уже другая история...
Санкт-Петербург – молодой город, и привидения здесь относительно не старые. Самому «древнему» – Петра I – нет еще и трех веков, что для призрака, в принципе, не так уж и много.
Бизнесмены не ужились с призраком императора
Безусловно, наиболее известным призраком Санкт-Петербурга считают привидение основателя города. Кстати, легенда о том, что в темную и холодную ночь лучше держаться подальше от статуи «поднявшего Россию на дыбы», родилась не на пустом месте. В полицейских архивах XIX века сохранились записи о трупах с размозженными головами: их подбирали поутру неподалеку от постамента Петра I.
И сегодня никто из горожан, даже те, кто сильно навеселе поздней порой возвращаются домой через площадь Декабристов, не посмеет повторить вызов безумного Евгения из поэмы «Медный всадник». Вряд ли кто открыто признается в этом, но большинство петербуржцев верит в подлинность истории, рассказанной Пушкиным.
Видели дух первого российского императора и в доме на Марсовом поле, в котором давно уже располагается Институт Культуры.
Дом был построен намного позже царствования Петра, однако, по непонятным причинам, он здесь регулярно появлялся. По словам очевидцев, призрак императора водил за собой по коридорам бестелесную молодую даму и ругал её страшными словами, обвиняя в клятвопреступничестве.
Больше всего призраков в Санкт-Петербурге оставила после себя эпоха Павла I, так как и император, и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события.
Трагическая гибель Павла в Михайловском замке (ныне Инженерный), в котором после убийства долго никто не хотел жить, породила массу леденящих душу историй. Император, как говорят, не нашел успокоения и до сих пор ночами бродит по коридорам замка и стенает. Вполне вероятно, что он до сих пор пытается найти заговорщиков, задушивших его, и отплатить им той же монетой...
В годы советской власти в замке располагался ЛенЦНТИ (Ленинградский центр научно-технической информации) и другие подобные организации. Сегодня здесь - филиал Русского музея, но старые стены гостеприимства по-прежнему не излучают. Привидение здесь видели всегда.
В прошлом в Инженерном замке находилось несколько государственных контор. Их разобщённость долгое время сдерживала нараставшую панику.
Чаще других со странными явлениями сталкивалась охрана, которая долгое время, по понятным причинам, хранила молчание. Лишь близким людям охранники рассказывали, что по коридорам замка ночью бродит бледный невысокий человек со свечой в руке, иногда с белым шарфом на шее.
Часто привидение было невидимым, люди натыкались на что-то плотное и холодное. Охранники сменяли друг друга, и со временем держать информацию в тайне стало невозможно.
В 70-х годах XX века из Москвы даже приезжала специальная комиссия, которая работала по ночам, пытаясь разобраться в таинственном феномене. Её секретный отчёт никто никогда не видел, а слухов о привидении стало ещё больше.
Активность призрака всевозможные парапсихологи и охотники за привидениями неоднократно проверяли и в последующие годы, измеряя ее специальными экстрасенсорными приборами.
Среди сотрудников никогда не было принято надолго задерживаться здесь по вечерам. С наступлением сумерек и окончанием рабочего дня все спешили покинуть замок с тем, чтобы не остаться наедине с призраками. Даже новоявленные бизнесмены, оккупировавшие замок в начале 90-х годов, также боялись допоздна задерживаться в здании и норовили улизнуть, пока еще не стемнело.
Вроде бы ничего плохого Павел живым не делает (во всяком случае, никто ничего об этом не рассказывает), однако почему-то именно это привидение вселяет в христианские души суеверный ужас.
Рассказывают, что призрак несчастного императора иногда играет на флажолете – старинном музыкальном инструменте, напоминающем флейту.
Помимо призрака Павла сотрудники регулярно встречают в замке и некую Белую даму в золотых башмачках. Известно, что по ночам Дама устраивает балы, и до тех, кто не спит, доносятся звуки веселого застолья и звонкий смех.
Безголовому скелету чужой череп понравился
Однажды архитектор Кокоринов принимал в только что законченном здании Академии художеств императрицу Екатерину Великую. И надо же было так случиться, что ее величество испачкала платье о свежеокрашенную стену!
Екатерина, конечно, выразила неудовольствие, а незадачливый архитектор не сумел пережить монаршего гнева и в ту же ночь повесился от стыда на чердаке. С тех пор его тень, вооруженная чертежными инструментами, является студентам-полуночникам. И всегда, утверждают, к несчастью – к несданному экзамену.
"А в ненастные ночи в ворота Академии раздается стук и крик: Это я - скульптор Козловский со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и обледенел, отвори!"
В Эрмитаже сегодня обитает другое знаменитое привидение. В Темном коридоре появляется время от времени призрак Николая I. Полуночники узнают его по прямой осанке, густым эполетам, холодному взору... Говорят, он никогда никому не пытался представиться, но все сразу понимают, что перед ними царственная особа.
В коридорах Русского музея можно встретить некую хрупкую даму в черном воздушном платье. Ее лицо скрыто вуалью.
Дух Распутина до сих пор не развеялся и пугает нынешних обитателей знаменитого дома на Гороховой.
Одним из самым жутких питерских призраков является Софья Перовская. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляется молодая женщина с посиневшим от удушья лицом, багровым следом от веревки на шее и белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.
Наоборот, одно из самых курьезных петербургских привидений появилось вскоре после октября 1917 года в основанной еще Петром Кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии). В свое время там по приказу императора был в качестве экспоната помещен скелет человека огромного роста.
После Октябрьской революции и последовавшей за ними неразберихи некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Сразу после этого смотрители музея и охранники стали шепотом и с дрожью в голосе рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит призрак скелета и ищет свой череп!
С этим привидением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе и ее директор, ныне покойный Рудольф Итс. На вопросы о безголовом скелете он отвечал, что такое существо действительно есть, и увидеть его может, в принципе, каждый желающий. При этом он подчеркивал, что характер у привидения достаточно миролюбивый, а к людям оно относится безразлично.
Однако кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет действовал на нервы, и проблему решили довольно оригинальным способом: к скелету присоединили чужой череп! Призраку это понравилось, и он прекратил свои ночные блуждания и поиски.
Студенты Петербургского государственного Университета могут рассказать всем желающим про «свое», университетское привидение. Оно вполне безобидно и является в ясные лунные ночи. Довольно часто его можно встретить за старым сараем, возле филфака, напротив здания Двенадцати коллегий.
Поговаривают, что это либо душа Блока, так как рядом находится дом, где родился поэт, либо тень замученного экзаменатором студента.
Тени декабристов в засаду не попали
Еще одно привидение однажды видели на Троицкой площади, где во дворце Кшесинской расположен музей политической истории России (ранее - музей Великой октябрьской социалистической революции). Сегодня самая популярная здесь экспозиция - музей восковых персон, вокруг которых всегда существовал ореол таинственности и мистики.
"Считается, что в точную копию умершего оригинала переселяется частичка его души. Очевидцы утверждают, что однажды прямо среди бела дня из дверей дворца выскочил странный человек в пенсне и кожаной куртке, с огромной деревянной кобурой Маузера на боку. Страшно ругаясь, он бросил в урну какую-то бумажку и бегом пустился по улице Куйбышева."
Извлеченная из мусора записка оказалась на редкость хорошо сохранившимся приказом о расстреле контрреволюционеров за подписью председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого. Скорее всего, утверждают знатоки, призрак легендарного чекиста, убитого террористом-эсером, покинул свое постоянное место пребывания в музее восковых персон, чтобы отправиться на очередное заседание городской ЧК.
Помимо восковых фигур духи умерших людей довольно часто вселяются в скульптуры. Так, одно из наиболее известных привидений Санкт-Петербурга можно встретить у Нарвских ворот. У их подножия стоят скульптуры русских воинов, кроме того, ворота украшает барельеф с человеческими фигурками.
Среди этих-то фигурок и обитает привидение. Раньше, как только часы пробьют полночь, оно оживало и, увидев идущего мимо человека, поднимало вверх руки, то ли приветствуя горожан, то ли проклиная. Жители близлежащих домов пугали им детей, а сами, особенно ближе к ночи, старались обойти ворота стороной.
Сегодня любители острых ощущений, желая убедиться в существовании привидения, караулят его по ночам. Но оно, видимо, недовольное такой бесцеремонностью, теперь появляется крайне нерегулярно и руки поднимает как будто бы через силу.
Так же нерегулярно в последние годы появляется «на людях» и «ходячий утопленник» из Кронверкского пролива. А впервые он заявил о себе еще в 1708 году, когда работы по строительству Кронверка - бастиона Петропавловской крепости - подходили к концу. Тогда в один из летних вечеров рабочие услышали жуткие крики, доносившиеся со стороны Кронверкского пролива.
В те годы он был довольно широк и глубоководен. Поэтому помочь тонувшему не смогли, да и за телом нырять не отважились. О погибшем землекопе скоро забыли, а спустя столетие, в одну из ночей, в Кронверке опять раздались крики. На этот раз истошно орал часовой. Прибежавшие на вопли солдаты и офицер услышали от него, будто ровно в полночь вышел из пролива серый человек с раскинутыми руками и медленно направился к часовому.
Понятно, что никакого ходячего утопленника не обнаружили. Только след от огромного башмака отчетливо виднелся на песке. Но с тех пор призрак стал регулярно прогуливаться вдоль Кронверка, пока в начале уже XX века какой-то рыбак не запустил в него камнем. Призрак, видимо, обиделся и притих, но не надолго.
Кстати, обидчивый утопленник - не единственное привидение Кронверка. Души пятерых декабристов, казненных летом 1826 года, также ведут себя беспокойно. Очевидцы неоднократно рассказывали о стонах, доносящихся с места казни, и о неясных очертаниях пяти человеческих фигур.
В 1925 году члены городского общества безбожников решили раз и навсегда развеять миф о призраках декабристов, и устроили на тех, кто якобы прикрывался именем привидений и стонал по ночам, настоящую засаду. Три ночи они провели, не смыкая глаз, и несколько раз слышали странные звуки, но поймать так никого и не смогли.
Кроме большого количества призраков любителей мистики и паранормальных явлений в Санкт-Петербурге наверняка заинтересует и множество так называемых аномальных мест, где происходят всякого рода необъяснимые явления.
Например, на Заневской площади, которая находится на месте старого кладбища, люди часто теряют ориентацию в пространстве и времени. Но это уже другая история...
Комментариев нет:
Отправить комментарий