Как-то работали в ночную смену на поле тракторист с прицепщиком. За полночь приустали и задремали. Тут слышит тракторист, кричит кто-то из Вершины Лога тягучим утробным голосом: "Уходи с дороги! Уходи-и-и с дороги!" Опять тот же голос. Но теперь вроде еще ближе, где-то за перелеском, и словно бы плывущий, движущийся: "Уходи с дороги!"... Уехали. Когда стало светлеть, заметили - лес-то сгорел! По березняку и по прилегающей к нему поляне прошел небывалой силы пал, слизнувший на своем пути все до травинки. Остались только основы черных берез, лишенные сучьев...
И самое удивительное, на черной полосе, выжженной загадочным палом, не было ни огонька, ни уголька, ни даже дыма. Слышался только едва ощутимый запах гари, точно пожар случился не час, а год тому назад. Вот тебе и "уходи с дороги"... Со временем тот обгоревший лес совсем захирел и вымер.
Такие случаи - не редкость на юго-западе Самарской области, здесь всюду можно услышать схожие истории. "На этом месте нельзя строить дом. Тут проходит ДОРОГА", - бывало втолковывали старики "новым дачникам", на заре перестройки активно захватывавшим пустующие места. "Какая дорога? Что за ерунда? Место не тронутое", - сердито отмахивались горожане, не находя не малейших намеков на какую либо дорогу. И начинали строить. Закладывали фундаменты. Возводили стены. А потом все у них горело. Земля ползла и обрушивалась. И так раз за разом, пока не бросали они это бесполезное дело.
В некоторых местах Среднего Поволжья кроме "Дорог призрачных" можно еще и сегодня встретить вполне реальные Старые Дороги. Удивительны они тем, что ехать или идти по ним совершенно некуда. Так одна подобная дорога начиналась в довольно широком, местами основательно заросшем осокой озере-болоте. Другой ее конец, петляя, уводил в холмы. Недавнего присутствия здесь людей не чувствовалось, однако старых следов пребывания человека достаточно: вокруг валяются камни и фрагменты каких-то ржавых металлических конструкций, обрезки труб, куски бетона с торчащей арматурой, битый кирпич. Весь этот беспорядочно разбросанный хлам говорит о том, что много лет назад здесь прогремели мощные взрывы. Другая старая мощенная камнем дорога, по рассказам забытая и заброшенная уже в начале ХХв., долго петляет в холмах. Она, то пропадает, скрываясь под слоем земли и лесного мусора, то появляется вновь. В какой-то момент она выходит в небольшую долину, где по рассказам некогда размещался один из "спецлагерей". Остатки фундаментов, кирпичных стен, мотки проржавевшей колючей проволоки - вот и все, что нынче осталось. Дальше "старая дорога" пересекалась "новой", такой же забытой и заброшенной. "Новая дорога", поднимаясь на склон, выводит к системе запечатанных штолен. Нет сомнений, что перед уходом здесь хорошо поработали взрывники. Тонны камней, земли и глины надежно перекрывают некогда с трудом пробитый путь в глубь горы. Дальше дорога, петляя по отверткам оврагов, выводит к забытому и заброшенному поселку. Там - развалины на развалине. Битый кирпич, бетон, скрученная арматура. Бетонные чаши-отстойники, залитые до краев какой-то окаменевшей гадостью.
Самая известная легендарная дорога Среднего Поволжья - загадочный "Тракт графа Орлова". Так именуют мощенную камнем дорогу, расположенную на Центральном плато Жигулей. Ее длина относительно не велика. Дорога резко начинается и столь же резко заканчивается. По рассказам она совершенно не зарастает, а окружающая ее растительность претерпела существенные изменения. В послевоенные годы здесь работала археологическая экспедиция, которая обнаружила большое древнее болгарское поселение. Но потом стали появляться световые феномены - "горящие свечи" и начали пропадать люди. Раскопки забросили.
В последние годы царствования Александра III где-то на юго-востоке России якобы проложили железнодорожную ветку. В некоторых вариантах рассказа данный проект связывают с министром финансов С.Витте (1892-1903г.г.) Вероятно, данная "легенда" каким-то образом связана с загадочным "движением" XIX века "странников-бегунов", устремившихся в Новый Иерусалим, загадочно "объявившийся" на берегах Каспийского моря.
В интереснейшей статье "Миражи над Жигулями" Н.Павлович и А.Ратник, подробно описавшие изложенные здесь факты, ссылаясь на рассказы "старожилов", сообщают, что эта железная дорога царских времен вообще изначально вела в ино- реальность - "область" с романтическим именем Аркадия или Ливадия; дорога была частной, а суть "проекта" и "правила эксплуатации" знали лишь несколько человек. Потом что-то произошло и "связь" оборвалась. Большая часть дороги "ушла", а оставшийся в нашей реальности "кусок" уже не куда, по большому счету, не вел и вскоре был заброшен за ненадобностью.
Но "ушедшая дорога" иногда появляется в нашем мире. Долгими вечерами у костра в кругу современных любителей неизведанного в этих краях можно услышать множество изустных весьма любопытных историй, связанных с "Царской Дорогой". Так, не очень давно "дорогу-призрак" видели участники одного из байдарочных походов по Волге: "Над рекой из ниоткуда "появился" огромный железнодорожный мост, по которому двигался старинный поезд. Тащил его паровоз. Мост был настолько реален, что даже "породил" завихрения воды, закручивавшиеся между его опорами. Но "видение" исчезло раньше, чем байдарки достигли его...".
Мост появился и исчез точно так же, как и "призрачная железная дорога", описанная В.Крапивиным в "Голубятне на желтой поляне": "В светлом от луны воздухе возник черный мост... Его края терялись, таяли в воздухе - неясные и размытые. И вот на одном таком фаю возникла голова поезда - допотопный локомотив с прожектором впереди и клочкастым шлейфом дыма над топкой. Паровоз выскочил на мост из ничего и потянул из этого ничего черные вагоны - с площадками сзади и спереди, с неяркой цепочкой оконных огоньков... И это был не мираж. В земле отдавался дробный гул колес, прилетел запах угольной гари....
Опоры моста были сложены из бугристых глыб - чешуйки слюды в граните искрились от луны. Камень был влажный и холодный. В щели между глыбами были вбиты ржавые скобы - они лесенкой уходили вверх, к огороженному тонкими перилами полотну...
Прошло полминуты, и мост исчез - мгновенно, без колыхания воздуха, без единого звука. Прямо тут, рядом, только что был и сгинул. И казалось невероятным, что он сию минуту поднимался над головами - громадный, прочный..."
"Интересная газета плюс. Загадки цивилизации" №3 (127) 2006 г.
И самое удивительное, на черной полосе, выжженной загадочным палом, не было ни огонька, ни уголька, ни даже дыма. Слышался только едва ощутимый запах гари, точно пожар случился не час, а год тому назад. Вот тебе и "уходи с дороги"... Со временем тот обгоревший лес совсем захирел и вымер.
Такие случаи - не редкость на юго-западе Самарской области, здесь всюду можно услышать схожие истории. "На этом месте нельзя строить дом. Тут проходит ДОРОГА", - бывало втолковывали старики "новым дачникам", на заре перестройки активно захватывавшим пустующие места. "Какая дорога? Что за ерунда? Место не тронутое", - сердито отмахивались горожане, не находя не малейших намеков на какую либо дорогу. И начинали строить. Закладывали фундаменты. Возводили стены. А потом все у них горело. Земля ползла и обрушивалась. И так раз за разом, пока не бросали они это бесполезное дело.
В некоторых местах Среднего Поволжья кроме "Дорог призрачных" можно еще и сегодня встретить вполне реальные Старые Дороги. Удивительны они тем, что ехать или идти по ним совершенно некуда. Так одна подобная дорога начиналась в довольно широком, местами основательно заросшем осокой озере-болоте. Другой ее конец, петляя, уводил в холмы. Недавнего присутствия здесь людей не чувствовалось, однако старых следов пребывания человека достаточно: вокруг валяются камни и фрагменты каких-то ржавых металлических конструкций, обрезки труб, куски бетона с торчащей арматурой, битый кирпич. Весь этот беспорядочно разбросанный хлам говорит о том, что много лет назад здесь прогремели мощные взрывы. Другая старая мощенная камнем дорога, по рассказам забытая и заброшенная уже в начале ХХв., долго петляет в холмах. Она, то пропадает, скрываясь под слоем земли и лесного мусора, то появляется вновь. В какой-то момент она выходит в небольшую долину, где по рассказам некогда размещался один из "спецлагерей". Остатки фундаментов, кирпичных стен, мотки проржавевшей колючей проволоки - вот и все, что нынче осталось. Дальше "старая дорога" пересекалась "новой", такой же забытой и заброшенной. "Новая дорога", поднимаясь на склон, выводит к системе запечатанных штолен. Нет сомнений, что перед уходом здесь хорошо поработали взрывники. Тонны камней, земли и глины надежно перекрывают некогда с трудом пробитый путь в глубь горы. Дальше дорога, петляя по отверткам оврагов, выводит к забытому и заброшенному поселку. Там - развалины на развалине. Битый кирпич, бетон, скрученная арматура. Бетонные чаши-отстойники, залитые до краев какой-то окаменевшей гадостью.
Самая известная легендарная дорога Среднего Поволжья - загадочный "Тракт графа Орлова". Так именуют мощенную камнем дорогу, расположенную на Центральном плато Жигулей. Ее длина относительно не велика. Дорога резко начинается и столь же резко заканчивается. По рассказам она совершенно не зарастает, а окружающая ее растительность претерпела существенные изменения. В послевоенные годы здесь работала археологическая экспедиция, которая обнаружила большое древнее болгарское поселение. Но потом стали появляться световые феномены - "горящие свечи" и начали пропадать люди. Раскопки забросили.
В последние годы царствования Александра III где-то на юго-востоке России якобы проложили железнодорожную ветку. В некоторых вариантах рассказа данный проект связывают с министром финансов С.Витте (1892-1903г.г.) Вероятно, данная "легенда" каким-то образом связана с загадочным "движением" XIX века "странников-бегунов", устремившихся в Новый Иерусалим, загадочно "объявившийся" на берегах Каспийского моря.
В интереснейшей статье "Миражи над Жигулями" Н.Павлович и А.Ратник, подробно описавшие изложенные здесь факты, ссылаясь на рассказы "старожилов", сообщают, что эта железная дорога царских времен вообще изначально вела в ино- реальность - "область" с романтическим именем Аркадия или Ливадия; дорога была частной, а суть "проекта" и "правила эксплуатации" знали лишь несколько человек. Потом что-то произошло и "связь" оборвалась. Большая часть дороги "ушла", а оставшийся в нашей реальности "кусок" уже не куда, по большому счету, не вел и вскоре был заброшен за ненадобностью.
Но "ушедшая дорога" иногда появляется в нашем мире. Долгими вечерами у костра в кругу современных любителей неизведанного в этих краях можно услышать множество изустных весьма любопытных историй, связанных с "Царской Дорогой". Так, не очень давно "дорогу-призрак" видели участники одного из байдарочных походов по Волге: "Над рекой из ниоткуда "появился" огромный железнодорожный мост, по которому двигался старинный поезд. Тащил его паровоз. Мост был настолько реален, что даже "породил" завихрения воды, закручивавшиеся между его опорами. Но "видение" исчезло раньше, чем байдарки достигли его...".
Мост появился и исчез точно так же, как и "призрачная железная дорога", описанная В.Крапивиным в "Голубятне на желтой поляне": "В светлом от луны воздухе возник черный мост... Его края терялись, таяли в воздухе - неясные и размытые. И вот на одном таком фаю возникла голова поезда - допотопный локомотив с прожектором впереди и клочкастым шлейфом дыма над топкой. Паровоз выскочил на мост из ничего и потянул из этого ничего черные вагоны - с площадками сзади и спереди, с неяркой цепочкой оконных огоньков... И это был не мираж. В земле отдавался дробный гул колес, прилетел запах угольной гари....
Опоры моста были сложены из бугристых глыб - чешуйки слюды в граните искрились от луны. Камень был влажный и холодный. В щели между глыбами были вбиты ржавые скобы - они лесенкой уходили вверх, к огороженному тонкими перилами полотну...
Прошло полминуты, и мост исчез - мгновенно, без колыхания воздуха, без единого звука. Прямо тут, рядом, только что был и сгинул. И казалось невероятным, что он сию минуту поднимался над головами - громадный, прочный..."
"Интересная газета плюс. Загадки цивилизации" №3 (127) 2006 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий