пятница, 18 января 2013 г.

Как правильно приготовить… человеческую голову

В этом номере мы расскажем вам о родине тсантса – Южной Америке, о племенах, которые наладили целый конвейер по изготовлению чудовищных амулетов, и, наконец, о самом процессе создания тсантса.
Отрывок из рассказа Мориса Сантоса "ТСАНТСА":
"Для тех читателей, которые не знают значения слова "Тсантса", - а в этом нет ничего удивительного - я начну с определения.
Оно индейское по своему происхождению и до сих пор знакомо только индейским племенам живарес, обитающим на экваторе в районах, где европеец - крайне редкий гость. Оно означает военный трофей: голову врага, которая была отрублена, но не скальпирована. Способы, которыми при этом пользуются, до сих пор остаются тайной. Они не только предохраняют отрубленные головы от разложения, но значительно уменьшают их пропорции, в результате чего те достигают размеров апельсина или утиного яйца. Самое странное в этой усадке, вызванной сокращением тканей, то, что оно не влечет за собой изменения черт лица жертвы. Лицо остается вполне узнаваемым, только уменьшается. Как будто мы смотрим на него в перевернутый бинокль, вот и все.

Если верить теориям, которые выдвигаются исследователями, изучавшими процесс приготовления этих зловещих трофеев, то вот его улучшенный рецепт. Но я боюсь, он может повергнуть в уныние моих читателей, особенно представительниц слабого пола, даже больше, чем рецепт великого Вателя, который, описывая способ приготовления жаркого, начинает такими словами: "Возьмите трех упитанных уток..."
Но вот рецепт исследователей:
"Возьмите голову врага, не снимая волос; позаботьтесь, чтобы это была свежеотрубленная голова. С помощью очень острого инструмента - прекрасно подойдут ножницы для потрошения дичи - сделайте надрез вокруг скальпа, начиная со впадины на задней части шеи. Очень важно учесть, чтобы линия надреза не касалась волос и заканчивалась на лбу, как раз там, где начинают расти волосы. Это помогает скрыть надрез.
Делая мягкие, но уверенные движения, которые вы легко приобретете после третьей-четвертой головы, приподнимите кончики надреза, который вы сделали, и постепенно снимайте всю кожу с черепа и мускулов лица, принимая все возможные меры, чтобы не повредить ее. Внутрь этого мягкого покрова положите круглый камень, размеры которого должны быть чуть меньше, чем размеры головы. Камень должен быть нагрет до температуры кипящего масла.
Зашейте рану, увлажните лицо начинающим бродить фруктовым соком - вино также замечательно подойдет для этой помывки в который вы положили гранатовые корки или кожуру любого другого фрукта, богатого дубильными веществами, и выставьте свое изделие ручной работы на солнце на восемь часов, сохраняя от мух, которые наверняка попытаются попробовать это вкусненькое блюдо.
На следующий день удалите швы и замените камень другим, тоже горячим, как и первый, но меньшего размера.
Повторяя эту процедуру каждый день, до тех пор, пока давшие усадку ткани прекратят дальнейшее сокращение, вы, наконец, получите голову, о которой мечтали, и будете вознаграждены за своим усилия.
Чтобы предохранить результаты вашего труда от порчи, необходимо положить кусочек камфары в рот тсантсы, перед первой операцией, конечно, так как позже губы, которые, между прочим, следует сшить швом, затвердеют и не дадут возможности вам это сделать. Следуя этим инструкциям, вы будете иметь возможность сохранить вашу тсантсу на радость последующих поколений".
Удивительная кинопленка
Как-то раз американскому ученому-исследователю Пирсу Джиббону попалась кинопленка, отснятая в 1960-х гг. На ней был полностью запечатлен процесс изготовления тсантса. Автор фильма – польский путешественник Эдмунд Белявский. Исследователь племен Южной Америки, он в свое время обратил внимание на то, что существует огромный спрос на зловещие «сувениры» – европейцы охотно скупают человеческие головы и даже собирают целые коллекции.
Экспедиция Белявского в джунгли была рассчитана на 6 месяцев, но затянулась на 3 года. Путешественники заблудились в бассейне Амазонки, и им пришлось бросить часть съемочного оборудования и отснятого материала, но эта, как выяснилось, самая важная запись сохранилась.
Пирс задался целью выяснить, действительно ли это подлинный ритуал и настоящая ли человеческая голова на пленке. С этой мыслью он отправляется в Эквадор, называемый «родиной» тсантса, потому что наибольшее количество упоминаний об этой технике отсылает исследователя к индейским племенам, обитающим на северо-западе Южной Америки, в джунглях Амазонки. Свое путешествие ученый начал с музея Гольди (Бразилия), целиком посвященного Амазонке, где надеялся выяснить хотя бы примерное направление поисков. Работники музея рассказали, что в настоящее время техника изготовления тсантса забыта, но еще 40-50 лет назад «сушеные головы» пользовались огромным спросом у туристов, а основными поставщиками такого товара были индейцы племени шуар. Сейчас изготовление тсантса запрещено по всей Южной Америке, но известно, что еще множество «охотников за головами» зарабатывают подобным образом.
Путешествие в прошлое
Итак, команда Пирса Джиббона отправилась в самое сердце джунглей Амазонки. В одной из шуарских деревень Пирс остановился и показал вождю и местным жителям запись Белявского. Зрелище не шокировало никого, вождь спокойно просмотрел пленку и подтвердил, что запечатленный на ней ритуал изготовления тсантса – подлинный. А местный житель, вызвавшийся быть проводником экспедиции, узнал одного из людей на экране. Он рассказал, что этого человека зовут Кампурин, и он живет в соседней деревне Тукупи. Это была необыкновенная удача. Прежде чем отправиться на поиски Кампурина, Пирс попытался узнать о тсантса у вождя. Однако вождь заявил, что у шуар почти не осталось людей, умеющих делать маленькие головы. «Нас обижает клеймо „охотников за головами“», – сказал он, но добавил, что если белые люди будут и дальше так бесцеремонно обращаться с землями индейцев, то он лично обратится к памяти предков и сделает тсантса из голов европейцев. (Речь шла о разгоревшемся в это время конфликте между племенем и шахтерами, добывавшими золото неподалеку от деревни.) Попасть в Тукупи оказалось не так просто: до многих шуарских деревень можно добраться только на лодке. Выяснилось, что Кампурин действительно жил в этой деревне, но уже год как умер. Однако индейцы рассказали, что рядом живет родной брат Кампурина – Цанит, и, возможно, он сможет помочь «белым людям». Брат изготовителя тсантса Цанит был очень растроган, увидев своего брата на пленке живым, молодым и сильным. Цанит рассказал, что Кампурин действительно владел техникой изготовления тсантса, и запись сделана именно в этих краях, в окрестностях Тукупи.
Оружие или сувенир?
С какой целью индейцы изготавливали тсантса? До середины ХХ в. племена в сельве Амазонки находились в состоянии вялотекущей войны. Кровная месть процветала, и за убийство одного следовало ответное кровопролитие. Врагу отрезали голову, а чтобы его дух не смог отомстить, из нее изготавливали такую «куклу» и хранили в доме. Тсантса были изначально символом мощи племени, они служили для запугивания врагов, будто говоря своим видом: «Вот что произойдет с тем, кто придет сюда с недобрыми намерениями». Когда-то «бледнолицые» боялись вторгаться в джунгли, но затем роли поменялись: при появлении европейцев сами индейцы начинали проявлять беспокойство из страха… лишиться собственной головы. Тсантса стали ходовым товаром, за который белые платили неплохие деньги. Они подкупали индейцев, и те, раздобыв голову врага или просто соседа, изготавливали из нее жуткий сувенир. Страшный древний ритуал превратился в прибыльный бизнес. До сих пор в Кито, столице Эквадора, можно найти настоящую человеческую голову тсантса. Стоимость таких экспонатов в среднем составляет около тридцати тысяч долларов. Прекратить процесс торговли головами властям пока не удалось – то там, то тут появляются сообщения о находках обезглавленных тел. Получается, что древний ритуал никуда не исчез.
Древний ритуал
У ученых и туристов изготовление тсантса всегда вызывало живой интерес. Каким образом индейцы уменьшают человеческую голову до размера кулака, при этом сохраняя все черты лица умершего человека? На найденной пленке видно, что это очень долгий и трудный процесс. С отрубленной головы аккуратно снимают кожу и вынимают череп. Основная сложность – сохранить лицо, так как мышцы там очень плотно прилегают к коже. Потом снятый скальп варят в кипящей воде, но недолго, чтобы не повредить волосы. Следующий этап – сушка, голову набивают раскаленным песком и камнями, вычищая остатки тканей. Затем снова держат некоторое время в кипятке и опять сушат. Таких повторений может быть около десятка. В процессе кожа сжимается, голова становится маленькой, а вот волосы остаются практически в первозданном виде, поэтому так непропорционально смотрятся объемные шевелюры на тсантса. Когда мастер заканчивает работу по сушке головы, он сшивает иглой веки, чтобы дух убитого не мог увидеть своего обидчика, губы тоже сшиваются, не давая возможности попросить о помощи. Весь процесс сопровождается ритуальными песнями и танцами для усмирения злых духов. Окончательно готовой голова считается через неделю.
Миролюбивые шуар
Шуар долгое время были известны как кровожадные «охотники за головами», и Пирс Джиббон постарался выяснить, так ли это на самом деле. Оказалось, что в настоящее время это довольно миролюбивый народ, заработавший себе репутацию отличных воинов и защитников своей земли. Однако то, что их предки изготавливали тсантса из голов своих врагов, никак не тревожит их память – племена шуар с уважением относятся к своей истории, к знаниям и ритуалам древних. Тем не менее, до сих пор в языке шуар и близкородственных к нему существует поговорка-напутствие, аналогичная нашему «Счастливого пути!»: «Береги голову!»
Ирина СТЕПКИНА

Комментариев нет:

Отправить комментарий