пятница, 22 июня 2012 г.

Бэйчимо- корабль призрак путешествующий по льдам Арктики


6 июля 1931 г. «Бэйчимо», имея на борту 36 членов экипажа под командованием капитана Корнвилла, вышел из Ванкувера в очередное плавание за пушниной вдоль западного побережья Канады, через Берингов пролив в море Бофорта.


Испытанные и закаленные в суроных условиях Арктики моряки предвидели впереди тяжелое и небезопасное плавание, но не предполагали, что для них этот рейс на «Бэйчимо» окажется последним. Благополучно миновав Берингов пролив, судно вошло в воды Арктики и взяло курс на восток. Достигнув мыса Айси-Кейп, судно натолкнулось на большие поля невзломанного льда, прижатого к самому берегу. Чтобы пройти 140 миль, отделявших мыс Айси-Кейп от мыса Барроу, пароходу потребовалось 26 дней. Наконец, достигнув устья реки Маккен-зи, «Бэйчимо» встретил более легкие льды. Пробившись через залив Амундсена к конечной цели рейса — заливу Коронейшен, пароход посетил ряд факторий.
К середине сентября 1931 г. близ мыса Барроу «Бэйчимо» оказался в ледовом плену и долго кружил в поисках проходов среди нагромождений льда. 30 сентября пришлось застопорить машину и остановиться. Пароход прочно вмерз в лед.
К счастью, «Бэйчимо» находился поблизости от фактории на мысе Барроу, где «Компания Гудзонова залива», предвидя, вероятно, такие случаи, построила жилье.

Капитан, ожидавший шторма со снежными зарядами, приказал команде покинуть судно и по льду перебираться на сушу. Пурга шла за ними следом и продолжалась двое суток. Все это время команда «Бэйчимо» находилась в укрытии.
На третий день случилось нечто непредвиденное: лед неожиданно ослабел и начал дрейфовать от берега, оставляя у судна полосу чистой воды. Капитан воспользовался этим. Команда перебралась на «Бэйчимо» и развела пары. Три часа корабль полным ходом шел на запад. Казалось, опасность миновала. Но вскоре капитан Корнвилл понял, что «Бэйчимо» вместе со льдом дрейфует к скалистому берегу.
По радио передали сигнал «SOS» и начали готовиться на тот случай, если пароход разобьется о скалы. Команда, однако, осталась на судне, надеясь, что его можно будет спасти.

15 октября, когда до скалистого берега оставалось несколько миль и положение казалось безнадежным, судовладелец выслал с базы, находившейся за 600 миль, в Номе, два гидроплана. Они забрали 22 человека, оставив капитана и 14 матросов присматривать за судном с ценными мехами. Оставшиеся моряки отдавали себе отчет в том, что им придется выдержать долгую арктическую зиму, а весной, когда растает лед, привести судно на базу. Не откладывая, они на толстой льдине, в миле от судна, раскинули лагерь и перебрались с парохода туда. Из лагеря можно было наблюдать за «Бэйчимо», не опасаясь, что вместе с раздавленным льдами судном они пойдут ко дну.
Темной ночью 24 ноября ураганный ветер и снегопад измотали силы команды. Когда ураган прекратился, в сером зимнем рассвете моряки увидели лишь фантастические, высотой до 20 м, нагромождения льда. Никаких следов судна не было. Безрезультатные поиски продолжались целый день. Напрашивался естественный вывод: пароход «Бэйчимо», раздавленный льдами, пошел ко дну.
Когда поисковая команда, считая, что ее миссия, таким образом, закончилась, собиралась вернуться домой, в лагерь явился эскимос, который охотился в этом районе на тюленей. Он принес сенсационную весть, что видел пароход на расстоянии около 45 миль к юго-западу от лагеря. Он узнал «Бэйчимо» по длинной трубе и округлому мостику.

Группа из 15 человек в сопровождении эскимоса с трудом добралась до плененного судна и убедилась, что спасти его невозможно. Из трюмов забрали наиболее ценные меха и покинули судно, считая его потерянным навсегда. Вскоре они вернулись домой самолетом, радуясь, что остались в живых.
С тех пор прошло немало времени, и вдруг в Ванкувер стали поступать сведения, кажущиеся фантастическими. Эскимосы сообщали, что пароход «Бэйчимо» по-прежнему блуждает среди льдов в нескольких стах милях западнее поселения Барроу. Здесь судно посетили американские промышленники, которые сняли с него груз пушнины на сумму 200 тыс. долл. Корпус парохода оказался совершенно неповрежденным.
12 марта 1932 г. охотник и исследователь Лесли Мелвин обнаружил пароход, направляясь по льду на собачьей упряжке с острова Хершел в Ном. Судно держалось на воде поблизости от берега. Заинтересовавшись, охотник взобрался на борт и убедился, что в трюмах по-прежнему имеются меха, а машинное отделение не пострадало. Но так как он был один, то о спасении «Бэйчимо» нечего было и думать.
Минуло еще несколько месяцев. На этот раз «судно-призрак» заметила во льдах группа золотоискателей. Они подтвердили, что корабль находится в хорошем состоянии, но, не будучи моряками, спасти его не пытались.
В марте 1933 г. пароход «Бэйчимо» придрейфовал к месту, где его покинула команда. Около тридцати эскимосов, увидев судно, на каяках поспешили к нему и забрались на палубу. Едва они начали его осматривать, как поднялся сильнейший шторм и снегопад. Напуганным эскимосам пришлось провести на судне без пищи десять дней, пока погода не позволила им, охваченным суеверным страхом, покинуть этот несокрушимый пароход.
В августе 1933 г. судовладельцы получили очередное известие, что их судно без команды спокойно дрейфует в северном направлении к полюсу. Однако они не решались послать вслед за ним спасательную группу — это было просто невыгодно.

В июле 1934 г. к борту парохода «Бэйчимо» подошла исследовательская шхуна, на которой находились ученые, и среди них Изабелла Хатчинсон — известный шотландский ботаник. Ученые провели на покинутом корабле несколько часов, о чем уведомили судовладельцев.

Между тем об одиноком судне уже создавались легенды. Как эскимосы, так и белые охотники безошибочно узнавали пароход «Бэйчимо» по его характерным очертаниям и длинной серой трубе. Судно неизменно сопровождали нагромождения льдов, которые словно стерегли его от попытки неожиданного бегства. Природа не желала его уничтожить, а человек— спасти.
Была, однако, предпринята попытка спасения путешествующего отшельника. Капитан Хью Полсон, судно которого в октябре 1939 г. находилось в море Бофорта, заметил на горизонте пароход «Бэйчимо».
Погода для этой поры стояла хорошая, поэтому капитан решил подойти и попытаться взять корабль на буксир. Однако через несколько часов ему пришлось отказаться от буксировки, так как начались ледовые поля и Полсон должен был принять меры по спасению собственного судна.
В марте 1962 г. несколько эскимосов, ловивших на каяках рыбу, вновь заметили «Бэйчимо». На этот раз судно спокойно плавало вдоль берегов моря Бофорта; длинная труба его была покрыта коррозией, борта сплошь порыжели от ржавчины.
Эскимосы не решились подняться на палубу. Они испытывали суеверный страх перед этим скитальцем и верили, что потопить его невозможно, что пароход обладает какой-то сверхъестественной силой в борьбе со штормами и льдами и будет кружить здесь вечно, одинокий и покинутый людьми, бросившими его на произвол судьбы.

Когда Бэйчимо был построен в 1914 году, стальной грузовой пароход весил 1,322 тонны. Принадлежавшее компании Хадсон Бэй судно использовалось для торговли кожей для снабжения колоний эскимосов, найденных вдоль побережья острова Виктория Северо-западной территории Канады. Когда корабль базировался в Шотландии, он совершил пять успешных плаваний вдоль северного побережья Канады. Корабль известен своими появлениями, так как его видели несколько раз около берега Аляски, хотя он и был покинут людьми.
После завершения торгового рейса 1 октября 1931 года Бэйчимо был заполнен мехами, но застрял в многолетних дрейфующих льдах. Команда покинула корабль в течение короткого периода и преодолела более ½ мили люда, чтобы добраться до города под названием Барроу. Они оставались там в течение двух дней, пока не обнаружили, что корабль высвободился изо льда. Но корабль снова застрял во льду 8 октября. Спустя неделю компания Хадсон Бэй отправила самолет, чтобы подобрать команду – в общей сложности 22 человека.
15 человек остались ждать, когда корабль освободится из своей зимней тюрьмы. Рядом с кораблем они построили деревянный домик. 24 ноября случилась сильная снежная буря, и после того как она закончилась, Бэйчимо исчез. Капитан считал, что корабль снесло, и он затонул во время плохих погодных условий. Прошло несколько дней, и эскимосский охотник на тюленей сообщил, что он видел корабль на расстоянии примерно 45 миль от того места, где размещалась команда. Люди отправились на поиски корабля. Когда они нашли корабль, они извлекли наиболее ценные меха из трюма, чтобы их можно было перевезти на самолете. После этого момента Бэйчимо был официально покинут.

Бэйчимо не затонул, а продолжал перемещаться по водам, вызывая появление множество сообщений о наблюдениях корабля. Некоторые люди в действительности садились на корабль, но каждый раз возникало препятствие, затрудняющее спасение корабля. Часто причиной становилась плохая погода. Последнее зафиксированное наблюдение Бэйчимо относится к группе эскимосов. В 1969 году они видели корабль, застрявший в многолетних дрейфующих льдах около северо-западного берега Аляски – в море Бофорта.
Многие полагают, что корабль в итоге завершил свой путь на дне океана. Но подлинная судьба Бэйчимо неизвестна. В 2006 году правительство Аляски запустило проект по обнаружению местонахождения корабля, прозванного "Кораблем-призраком Арктики". До настоящего времени корабль не нашли – может быть, он все еще плавает по океану.

Комментариев нет:

Отправка комментария