вторник, 19 июня 2012 г.

Блюз на перекрестке: по ту сторону.

История, ставшая впоследствии легендой, началась 8 мая 1911 года в Хейзелхерсте (Hazelhurst), штат Миссиссиппи.
На свет появился Роберт Лирой Джонсон, будущий знаменитый блюзмен, певец и гитарист, легенда блюза, тот, кто, будучи музыкантом-любителем, пообещал друзьям, что будет играть блюз, как никто. Наверное, те отнеслись к его обещанию скептически, тем более, что прежде никаких особых способностей за ним не замечали, да и сам Роберт, после этого заявления, исчез на несколько месяцев.

Однако когда он вернулся, о его словах вспомнили.
Знакомые музыканты были поражены: вместо любителя-блюзмена перед ними был совсем другой человек - неподражаемый виртуоз, настоящий мастер.
Вот это удивительное превращение, видимо, и легло в основу мифа о том, что свое искусство Джонсон купил у дьявола, продав ему душу.
Надо сказать, что после смерти Роберта Джонсона поклонники его таланта яростно опровергали слухи о том, что их кумир, якобы, продал душу за умение играть блюз. Они чувствовали себя оскорбленными, а нелепые слухи считали порочащими память музыканта. Что же было на самом деле, откуда Джонсон вдруг получил свой удивительный талант, неизвестно, но, на всякий случай, если вдруг в нашем сообществе тоже есть поклонники Роберта Джонсона, напомним: мы говорим здесь не о самом музыканте, а всего лишь о легенде, которая его окружала.
В среде афроамериканцев блюз считался в то время греховной «дьявольской» музыкой. Некоторые из черных блюзменов на этом мифе делали себе неплохую рекламу. Певец-гитарист Томми Джонсон (Tommy Johnson) называл себя не иначе, как «Пасынок дьявола», а другой музыкант, Айк Зиннерман утверждал, что репетировать ходит после полуночи на кладбище. И таких примеров история блюза знает немало, но лишь по отношению к Роберту Джонсону это звучало правдоподобно.
Любопытно свидетельство современника Джонсона, блюзмена Мадди Вотерса. Тогда он был молодым человеком и увидел Роберта, про которого до того только слышал. Джонсон пел на улице, окруженный слушателями. Мадди протолкался сквозь толпу, постоял и поспешил выбраться обратно. «Он был опасным человеком», сказал Мадди в одном интервью много лет спустя.
У блюзменов тогда была репутация людей, путающихся с самим сатаной, а Джонсон очень любил петь песни на дьявольскую тему, как бы постоянно разговаривая с нечистой силой, основным же настроением его музыки было состояние тревоги, ожидание опасности и чувство обреченности. Его песни навсегда закрепили за ним репутацию человека, совершившего сделку с дьяволом: блюз «Я и сатана» ("Me and The Devil Blues") и «Черт идет за мной по пятам» ("Hell Hound On My Trail") и другие.
У суеверия глаза велики, а уж про суеверия чернокожих и говорить нечего! Так что достаточно было шепнуть, что Роберт Джонсон на короткой ноге с дьяволом, а иначе как бы он научился так играть? - и вскоре уже мало кто в этом сомневался.
Но все-таки, почему в историю о продаже души так легко поверили?
Дело в том, что тогда среди черных блюзменов действительно существовало поверье о сделке с дьяволом.Блюз – музыка сатанинская. И если хочешь им овладеть, – очень сильно хочешь! – то существует только один способ. Надо взять гитару, и в полночь прийти на перекресток, где-нибудь в глуши, чтоб никто поблизости не было.
Зови того, кто может дать тебе дар, власть над музыкой – и не сомневайся: он явится. И явится не просто так, а с деловым предложением: предложит сделку и выгодный контракт.
И после подписания контракта человек получит то, что так желал: он станет петь и играть блюз, как никто.
Что ему придется отдать взамен? Всем известно.
Сколько ему будет отпущено сроку?
Всем по-разному.
Роберту Джонсону выпало быть гениальным блюзменом совсем немного.
Но кому же он продал душу?
Если вы смотрели сериал «Сверхъестественное», серию «Блюз на перекрестке», то, наверное, помните ту песню, что наигрывал черный музыкант как раз перед тем, как услышал лай явившихся за ним адских псов. Запоминающаяся музыка – это был как раз знаменитый «Блюз о перекрестке» ("Cross Road Blues"), визитная карточка Роберта Джонсона.
Когда же, десятью годами раньше, блюзмен вышел на перекресток, чтобы обменять душу на умение играть блюз, он дождался демона в обличье красивой молодой девушки, которая и заключила с ним сделку.
Но скорее всего, если такая сделка и состоялась, на перекрестке музыканта встретила вовсе не девушка.
В фильме «Перекресток», тоже посвященному жизни Роберта Джонсона, этот момент показал более достоверно: на перекрестке поджидал Легба – он встречал всех чернокожих блюзменов.
Легбы, Сатаны, Старина Скрэтч – его по-разному называли в мире блюза
Легба - самый главный дух вуду. Без него не начинается ни одно дело, как в реальном мире, так и в мистическом. Он хозяин дорог и перекрёстков. Он может открыть или закрыть дорогу к выполнению любого дела и он же является проводником и посредником между людьми и миром духов.
Его фотография в нижнем ряду посередине.
Но почему именно вуду и почему именно перекресток?
С перекрестком все понятно: он всегда был особым местом. Во многих странах существуют легенды о перекрестках. Именно здесь, на пересечении дорог обитают демоны и злые духи, привидения и живые мертвецы, тут можно встретить кобольдов и фей, кроме того, на перекрестке ведьмы любят проводить свои шабаши.
На перекрестках хоронили самоубийцы и убийц и здесь же приносили жертвы богам, чтобы попросить защиты от зла.
Перекресток — символ выбора, в том числе, выбора между жизнью и смертью, знак перехода из одного пространства в другое, из этого мира – в тот.
А почему вуду?
Вуду - древняя религия чернокожих,самая распространенная, всепроникающая и многоликая зловещая магия, та самая, с которой связано зомбирование человека. Она попала в Америку на невольничьих судах, вместе с рабами.
Спустя несколько лет после смерти Роберта Джонсона, человек по именно Хулио Финн написал книгу под названием: «Блюзмены: музыкальное наследие черных музыкантов в Америке». Там есть такие строки "Вряд ли Джонсон мог бы писать сам такие песени. Все были уверены, что дело нечисто, что здесь не обошлось без вуду»
Так что, можно предположить, что когда говорилось о том, что Роберт Джонсон продал душу дьяволу, можно предположить, что в виду имелся Legba.
Подлинной цитаделью американского вуду был тогда Новый Орлеан, где жила знаменитая вудуистка Мари Лаво (Marie Laveau, 1794-1881) — "Змеиная королева". Она была самой известной женщиной Нового Орлеана, а "змеиной" ее называли потому, что свои ритуальные танцы она исполняла с огромным питоном по кличке Зомби. Мари Лаво была видной фигурой в истории американского вуду, она получила сильное влияние как среди простого народа, так и среди аристократического дворянства, что было просто невероятно для черной женщины во времена рабства. Сейчас Королева вуду живет в Новом Орлеане только в легендах. Ее могила круглый год посещается приверженцами вуду и просто любопытными. Кто-то кладет на ее могилу небольшие жертвоприношения, кто-то ставит мелом на каменной плите кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун Святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве вуду.
Судя по русской книге на могиле Мэри, в России у нее тоже есть поклонники.:)
Но об американском вуду, о Мари Лаво и ее колдовстве, о вудуистском колдуне по имени "доктор Джон", который держал в своих руках весь Новый Орлеан, и о знаменитых ведьмах Америки, будет наша следующая история, а пока вернемся к музыканту, продавшему душу Легбе.
Каждому, подписавшему контракт, отпускается свой срок, а когда этот срок заканчивается – будь добр, плати по счетам.
Не стал исключением Роберт Джонсон.
Конечно, за ним не явились из преисподней адские псы, нет, он умер в 28 лет в августе 1938 года, при странных обстоятельствах: скорее всего, был отравлен. В официальном свидетельстве о смерти в графе «Причина» стоит только «Нет доктора»...
Вот как рассказывает об этом автор передач о блюзе, Алексей Калачев (радио «Россия»).
«Поскитавшись вдоволь, Роберт Джонсон оказался тем памятным летом в местечке под названием «Три Вилки». Это недалеко от городка Гринвуд в штате Миссисипи.
Компанию Джонсону тогда составлял такой же «блюзмен-перекати-поле» по кличке «Сладкий Мальчик». С его слов биографы впоследствии и реконструировали происшедшее.
В «Трех Вилках», на околице у проезжей дороги, располагалось некое увеселительное заведение – со стойкой бара, с музыкой, танцами и, как положено, с разборками и мордобоем. Последнее часто происходило из-за дам. У Джонсона завязался роман с чернокожей красавицей, которая, как выяснилось потом, принадлежала владельцу заведения. История, старая как мир: здесь вам и завязка, стремительный смертельный сюжет, и страшный банальный финал.
13 августа 1938 года в Фри Форкс выступал Хани Бой Вильямсон. Зажигательная музыка звучала вовсю, веселье достигло апогея, табачный дым и пыль из-под ног танцующих поднимались к потолку. И все было хорошо, но… что-то нехорошо, как рассказывал потом Вильямсон. Нехорошо было то, что Роберт Джонсон, полностью поглощенный флиртом, не замечал, как за ним наблюдают. Этот взгляд был полон ненависти и в нем таился смертный приговор.
Откуда вынырнула бутылка, уже откупоренная бутылка, которую кто-то предложил Роберту? Кто знает? Когда Джонсон поднес ее к губам, Хани Бой выбил её из руки приятеля. Вильямсон был опытней и осторожнее. «Парень, никогда не пей из открытой бутылки. Ты же не знаешь, что в ней может быть». Но Джонсон уже прилично выпивший, пробурчал в ответ: «Парень, никогда не вышибай бутылку у меня из рук». И когда ему поднесли вторую – также уже распечатанную – Вильямсону ничего не оставалось, как молча наблюдать.
Роберт Джонсон вновь взялся за гитару, вновь запел, и вечеринка покатилась своим чередом. И вдруг посреди одной из песен он неожиданно прервался - Роберту стало плохо и к двум ночи его отвезли в больницу. Никакой помощи ему не оказали, причину смерти не установили и лишь потом, задним числом большинство интересовавшихся этим случаем очевидцев пришло к выводу, что блюзмена отравили, скорее всего, стрихнином.
Он умер 16 августа 1938 года.
В последний путь его сопровождали мать и сводный брат. Денег у них не было, поэтому Роберта Джонсона похоронили за казенный счет на церковном кладбище городка Морган-Сити, штат Миссисипи, в двух шагах от шоссе № 7.
И как он просил в одном из своих блюзов, его могила действительно оказалась рядом с шоссе — чтобы его «старый злой дух мог сесть на автобус и укатить».
Так закончился путь черного блюзмена, но осталась легенда о том, как музыкант продал душу дьяволу в обмен на талант.
Легенда легендой, однако же, желающих продать душу дьяволу всегда хватает.
Вот несколько современных историй.
Приобретение «Адской Пиццы»
«Продам душу, жизнь и призрака в придачу» - такие странные объявления в последнее время все чаще стали появляться в Сети.
Недавно, к примеру, 24-летний житель Новой Зеландии Вальтер Скотт выставил свою душу на аукцион на сайте TradeMe с намерением продать ее хоть кому-нибудь, даже самому дьяволу, если он существует.
- Я не могу ее увидеть, прикоснуться или как-то почувствовать, - объясняет поступок Вальтер, - но я могу продать ее, выручив, наверное, неплохую сумму.
Скотт уверен, что предлагаемый им «товар» находится в хорошем состоянии, разве что подпорчен шестью годами потребления алкоголя.
На сайт обратились около 32 000 желающих приобрести у Скотта нетленное. В день торгов, стартовав с цены 456 долларов, стоимость души каждый час возрастала вдвое.
Душа Скотта нашла своего покупателя: к нему обратилась глава отдела маркетинга сети закусочных «Адская Пицца» Рэйчел Эллисон, предложив 3800 долларов.
- Его душа уже принадлежит аду, поэтому для нее просто нет лучшего места, чем наша пиццерия, - радостно заявила Эллисон. - Мы разместили договор о сделке на своем веб-сайте и повесили на стене офиса.
И это далеко не единственный случай попытки продать свою душу через Интернет. Так, например, на аукционе http://www.ebay.com/ собственную душу выставил житель голландского города Эншеде. Пожелавший остаться анонимом, он заявлял, что «это будет идеальный и необычный подарок». Стартовая цена за «товар» составляла всего лишь 10 долларов. Предполагаемому покупателю было гарантировано, что душа – добрая и почти чистая. Процесс продажи предполагалось осуществить с помощью передачи от продавца к покупателю специального контракта с указанием «серийного номера» души. В лучших традициях готического романа договор должен быть подписан кровью. Однако владельцы http://www.ebay.com/ запретили продажу по причине «невозможности для продавца представить доказательства, что его товар существует».
В декабре прошлого года некий американец продавал свою душу на аукционе, чтобы получить деньги на Рождество. Он утверждал, что победивший на торгах покупатель получит его «бесценную собственность» в стеклянном сосуде вместе с прилагаемым контрактом. На сайте аукциона американец объяснял свой поступок тем, что у него нет денег на подарки родственникам и все, что у него осталось ценного, - это его душа.
- Мне она не была нужна в последнее время, - оправдывался продавец. - И то, что я ее продаю, лучше, чем позволить дьяволу забрать ее.
Несколько ранее 26-летний британский художник из Ньюкасла Гарет Мэлэм, тоже оставшийся без души в результате продажи, рассказывал, что его «собственность» купил на аукционе некто из американского штата Оклахома за 11 фунтов 60 пенсов. Покупателю, по словам Мэлэма, понадобилась чужая душа, поскольку свою он проиграл, делая ставки на результат матча в настольный хоккей.
В апреле 2006 года продавцом души стал уроженец пригорода Шанхая. Торги должны были состояться на крупнейшем китайском онлайн-аукционе Taobao. Всего было подано 58 заявок. Однако представители Taobaо пошли на попятную, сказав, что в правилах ведения аукционов на сайте компании нет пункта, касающегося продажи такого необычного «товара», в связи с чем компания сняла душу с торгов. Основной же причиной этого решения стало отсутствие гарантии доставки товара покупателю.
Но не все так просто! При продаже бесценной души есть опасность, что ее владельцем может стать сам дьявол и тогда радость от полученного барыша может оказаться недолгой. Это доказывает случай, произошедший недавно в Бразилии. Безработный Андреа Жанейро неожиданно оказался за одним столиком в местном баре с незнакомцем, который подливал ему рюмку за рюмкой до тех пор, пока тот не признался, что готов душу продать, лишь бы разбогатеть. И однажды ему пришло письмо - контракт с дьяволом, составленный вполне современным языком и подписанный кровью самого Андреа. В нем говорилось, что за богатство и успех в бизнесе продавец отдает владыке ада свою бессмертную душу.
Муртадо сейчас купается в деньгах: каждая сделка приносит ему громадные барыши, он постоянно выигрывает во всех лотереях, а владельцы казино готовы платить ему только за то, чтобы он у них не играл. Но бизнесмен готов отдать все свои богатства, чтобы спасти душу и избавиться от контракта. Он просит помощи у чернокнижников, белых колдунов и ученых. Но пока никто помочь ему не в состоянии. Среди эзотериков ходит слух, что дьявол уже освоил Интернет и сам предлагает свои услуги. Будьте осторожны!
У кого еще были сделки с нечистой силой
Доктор Фауст из произведения Иоганна Гете продал душу дьяволу за секрет бессмертия, власть и познания.
Дориан Грей из романа Оскара Уайльда совершил тот же поступок за обретение вечной молодости.
Паганини Никколо (1782-1840), итальянский скрипач и композитор. Его игра раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной. Некоторые всерьез полагали: великий скрипач продал душу дьяволу.
Рассказывают, будто бы в Берлине в прошлом веке в подвале подлежащего сносу дома был найден договор, который Адольф Гитлер заключил с дьяволом. Как сообщали немецкие средства массовой информации, контракт датирован 30 апреля 1932 года и подписан кровью обеими сторонами. Графологи установили подлинность почерка фюрера. Согласно документу дьявол предоставляет Гитлеру практически неограниченную власть с условием, что тот будет использовать ее исключительно во зло. В обмен фюрер обещал отдать свою душу ровно через 13 лет. И 30 апреля 1945 года, ровно через 13 лет, ненавидимый всем человечеством, он покончил с собой.
Знаменитый художник ХIV века Спинелло из Ареццо по своему контракту с дьяволом должен был отдать свою душу аду за то, что он для церкви Сан-Анжело в Ареццо напишет гениальную картину, изображавшую падение ангелов. Но на ней он придал Люциферу такой ужасный вид, что сам не выдержал созданного им зрелища. Старику всюду начал представляться дьявол, упрекающий Спинелло за его безобразный портрет. Эта постоянная галлюцинация так подействовала на художника, что он заболел и вскоре умер.
Так что, прежде чем продать свою душу, хорошенько подумайте... а пока давайте послушаем тот самый знаменитый "Блюз о перекрестке".


Источник http://americanlegends.livejournal.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий