суббота, 21 июля 2012 г.

Граф Дракула отдыхает!

Граф Дракула отдыхает! Спи спокойно, дорогой товарищ, и без тебя, и без твоих румынских сородичей упырей хватает. Сериалы о вампирах заполонили все телеэкраны. Дети, когда спрашиваешь, кем хочешь стать, бодро отвечают: «Вампирами!» Страну захлестнула вампиромания. А что у нас, на Урале, своих страшилок мало?



Как утверждают пермские диггеры, в районе художественной галереи в Перми якобы располагается древнее капище – подземный храм Чернобога. В мифологии древних славян это очень злой бог, приносящий несчастья. Откуда на финно-угорской земле появилось древнее капище славян, непонятно, но и без него здесь издавна происходят странные вещи и встречаются чудные существа. Ты только оглянись – и увидишь такое!..
ЧЁРТ В ЮБКЕ. ТАЙНЫ АДОВА ОЗЕРА
На севере самого северного района Коми округа (Гайнского) находится уникальный природный памятник – Адово озеро. Из-за каких-то геологических процессов (иные утверждают, что у озера вообще два дна) периодически, особенно весной, вода начинает сильно шуметь, бурлить, подниматься куполом.
Как говорит доктор филологических наук, профессор ПГПУ Иван Подюков, это, пожалуй, один из самых мифологизированных объектов Пермского края. Легенд, связанных с озером, и их вариаций – как звёзд на небе в безоблачную ночь. Так, одна из них гласит, что когда знаменитый герой коми-пермяцкого эпоса Пера-богатырь боролся с водяным – вакулем, он его якобы со злости забросил именно в это озеро. А поскольку мифологические герои не умирают, то вакуль периодически напоминает о себе, пакостя потихоньку людям. Одна старушка рассказывала профессору о том, что в озере живёт щука – «неш-ш-шадно большая!» Хвостом, как говорит, махнёт, и лодку с мужиками переворачивает. Почему щука, понятно. У финно-угорских народов она считалась тотемным первопредком. В древние времена её даже не употребляли в пищу, это считалось большим грехом.

А вот ещё одна легенда: когда бог летел по небу с мешком, где у него была собрана нечистая сила, над Адовым озером мешок будто бы порвался, и все черти выпали, теперь озеро кипит-кишит ими.
Кому черти мерещатся, кому – лох-несские чудовища, а иные видят в этом гиблом месте озёрную красавицу-русалку. Выходит она в чём мать родила на зелёный островок, заманивает рыбаков и туристов. И, как полагается во всех подобных историях про коварных баб, после встречи с ней в живых никого не остаётся.
Есть рассказы, что многочисленные разбойники, грабящие купеческие суда в верховьях Камы, бросали бочки с награбленным золотом на хранение в Адово озеро. Позже, при дележе, они поубивали друг друга, а всякое место, где погибло много людей, считается нехорошим, гибельным. «Один охотник – молодой охотник – рассказывал, что это очень страшное место. Мол, даже собаки, которые остро чувствуют демонические места, отказываются туда ходить», – говорит Иван Алексеевич Подюков.
Одна из современных страшных историй Адова озера: якобы местные видели самолёты, которые сбрасывали в озеро зелёные контейнеры с радиоактивными отходами.
Кто знает, гадает профессор, может, гайнцы просто хотят отпугнуть толпы любопытствующих туристов, готовых поехать к чёрту на кулички? Ну, чтобы те им не докучали – на севере народ закрытый, недоверчивый. Одно ясно – дело тут нечисто.
ДОБРЫЙ СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
В деревнях Коми округа не раз видели нечто, похожее на снежного человека. Мохнатое существо, издали напоминающее человека, передвигающееся на четвереньках.
Коми-пермяки называют его «чочком морт», в переводе – «белый человек». Рассказы о снежном человеке в Коми округе воспринимают как само собой разумеющееся. Будто только стоит оглянуться, и тут на тебе – он. Кстати, ещё в 1907 году в селе Архангельском Юсьвинского района известный этнограф Василий Налимов зафиксировал «феномен снежного человека». В последний раз мохнатого зверя видели несколько лет назад в деревнях Мижуй и Серва Кудымкарского района.
Видят на территории Коми округа «белых людей» многие. В основном летом, в жару: кто – во время сенокоса, кто – собирая грибы и ягоды. Поговорят в деревнях, поговорят, да и забудут. Подумаешь, велика важность – «чочком морттэз». Не пакостят, не гадят. Ну живут рядом и пусть живут, места много, всем хватит. Да мало ли кто рядышком обитает. Например, чуды.
ОТ СКУКИ ЧУДЫ ЛЮБЯТ ПОШАЛИТЬ
Легенда коми-пермяцкой литературы, собиратель народного фольклора Василий Васильевич Климов – безбожник и ни во что сверхъестественное не верит. Но и он допускает наличие параллельных миров. Из них-то, по его словам, к нам и попадают чуды. Чуды бывают разные. Чудью коми-пермяки иногда называют своих предков, старожилы до сих пор устраивают по ним поминки. По легенде, чудь не захотела принять христианство и заживо похоронила себя. А бывают другие чуды. Нынешние, говорит Климов, не те. Внешне – это особи очень маленького роста, карлики. Коми-пермяки, рассказывает Климов, с чудами-де живут мирно и нередко друг дружке помогают. Иногда, правда, чуд, видать, со скуки любит пошалить, но все же приносит больше пользы, чем вреда. Разновидностей чудов очень много: картачуд (чуд из хлева), керкучуд (из дома), банячуд (из бани), вэрчуд (из леса) и так далее. Поэтому даже внешне они отличаются друг от друга.
«УВАЖАЕМЫЙ ТЕРЕТЕЙ ТЕРЕТЕЕВИЧ!»
Про леших даже рассказывать не надо. Их все знают. Одна бабушка поведала Подюкову, что её дед приглашал раз в году лешего к себе в дом. Хозяин всех домашних выгонял, после того как те напекут пирожки и наготовят всякой всячины. Дед основательно кормил лешего, задабривал (по рассказам домочадцев, только косточки от еды вылетали в окошко), зато потом ему на охоту далеко не надо было ходить, леший пригонял рябчиков прямо под окно. Другой раз мальчик-потерёныш рассказывал, как гостевал у лешего, тот его поил-кормил и даже конфетками угощал. «Однажды нам дети принесли письмо лешему, которое они нашли в лесу, – рассказывает Иван Подюков. – Там было написано: «Уважаемый Теретей Теретеевич. Пропала корова, третьего отёлу, комолая. Чёрная масть, белая звёздочка на лбу. Прошу вернуть за вознаграждение».
И ведь возвращал! Только писем очень много надо было написать, чтобы леший их заметил, а то зрение у него уже не то, старый совсем стал. До сих пор даже молодые охотники, заходя в лес, махорочки принесут, водочки чекушку на пенёк положат, лешего об удаче попросят.
Встречаются на территории края и оборотни. В Карагайском районе рассказывают, как один колдун, которого не позвали на свадьбу, со злости превратил молодожёнов и гостей в стаю волков. Потом, по всей видимости, отошёл, – всех вернул в человеческий облик. А один не смог обратно стать человеком – не совершил до конца сложную процедуру превращения. И остался получеловеком-полуволком. Жил, говорят, в лесу, но всё время выходил в деревню. Деревенские жалели его: стоит он, рассказывают, на задних лапах на краю деревни и крестится передними лапами, как человек, просит, чтобы его снова вернули в человеческое обличье.
Но встречаются в крае звери и пострашнее.
КЫЙ И ВИЖЛОК – ПЕРМСКИЕ ЛЮДОЕДЫ И ВАМПИРЫ
Существует очень интересный и редкий миф про кыя. В переводе с древнепермского это «змея». Но коми-пермяки утверждают, что это не змея, это четвероногое животное меньше медведя, но больше волка. Издалека его, говорят, можно принять за человека, который стоит на четвереньках. А ещё рассказывают о подобных им вижлоках, которые пугают людей сильным криком. Оба эти существа вреднющие, даже хуже. Страшно, аж жуть! Как говорит писатель Василий Климов, судя по всему, они – не местные, пришлые, легенды о них якобы завезли чужаки. Потому и злые, что не свои. Кый – людоед. А вижлок – нечто вроде вампира, он высасывает кровь, особенно «любит» детей. Это, по преданиям, не люди, а, скорее, звери. Часто их встречали на территории нынешнего Юсьвинского района Коми округа. Мол, именно от них несколько тысяч лет назад пришлось огородить Майкор, потому раньше населенный пункт и именовался Майкорским городищем. Кый и вижлоки, дескать, так достали майкорцев, что люди собрались всем миром, поймали их и зарубили. Последнего кыя якобы убил пам Май, майкорский воевода. С тех пор про этих чудовищ ничего не было слышно.
НЕ ОБИЖАЙ НЕЧИСТЬ
Кый, вижлоки, лешие – это, конечно, далеко не все наши «соседи». Но старые люди рассказывают, что практически вся нечистая сила в Пермском крае весьма порядочная и незлобливая, если не сказать добродушная. Даже покойники возвращаются в мир живых не для мести, а, как правило, для того, чтобы оберегать живых и предупреждать их об опасности. У коренного населения края – коми-пермяков, миролюбивых и дружелюбных по натуре, и философия по поводу всякой там нечисти соответственная: если никого не обидишь, то и тебя не обидят. Не обижай…
Источник http://www.permnews.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий