понедельник, 29 октября 2012 г.

ПЕРВЫЕ РАСКОПКИ, ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ

 Однако вопрос о существовании шумеров оставался лишь научной гипотезой до тех пор, пока в 1877 году сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак, не сделал открытия, ставшего исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации. В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную в совершенно неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами.

Среди множества найденных предметов была и статуя из камня диорита зеленого цвета, изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета искусства, найденного до тех пор в Месопотамии. Даже самые осторожные в оценках археологи признали, что статуя относится к III или даже IV тысячелетию до н. э., то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско-вавилонской культуры.
Наиболее интересными и «информативными» произведениями прикладного искусства, найденными в ходе продолжавшихся раскопок, оказались шумерские печати, самые ранние образцы которых датируются примерно 3000 годом до н. э. Это были каменные цилиндрики высотой от одного до шести сантиметров, нередко с отверстиями: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шее. На рабочей поверхности печатей вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.
Такими печатями скреплялись различные документы, их ставили мастера на изготовленной глиняной посуде. Документы шумеры составляли не на свитках папируса или пергамента и не на листах бумаги, а на табличках из сырой глины. После высыхания или обжига такой таблички текст и оттиск печати могли сохраняться длительное время.
Изображения на печатях были весьма разнообразными. Наиболее древние из них - мифические существа: люди-птицы, зверолюди, различные летающие объекты, шары на небе. Есть и боги в шлемах, стоящие возле «древа жизни», небесные ладьи над лунным диском, перевозящие существ, похожих на людей. Необходимо заметить, что мотив, известный нам как «древо жизни», современные ученые трактуют по-разному. Одни считают его изображением некоего ритуального сооружения, другие - памятной стелой. А по мнению некоторых, «древо жизни» - это графическое представление двойной спирали ДНК, носителя генетической информации всех живых организмов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий