четверг, 26 июля 2012 г.

МАЛАХИТОВАЯ ГАЛЕРЕЯ

Десятилетняя дочка эвакуированных очень любила играть с этими шкатулками, и одна из них в конце концов затерялась. Где-то в 70-х годах отец отдал оставшиеся две приятелю, который обнаружил на малахитовых крышках едва заметные и различимые лишь под сильной лупой какие-то знаки и буквы. Но расшифровать их не удалось, поскольку отсутствовала как раз средняя шкатулка.
Что же касается причин, позволивших обнаружить эту тайнопись, то Анатолий прислал вырезку из журнала «Вокруг света» за 1970 год, в которой была опубликована статья «Малахитовая летопись» доктора геолого-минералогических наук А.Малахова, посвященная тайне другой малахитовой шкатулки. Именно эта статья и сподвигла приятеля отца Анатолия заняться исследованием крышек их фамильных малахитовых шкатулок. Причем приятель был почему-то уверен, что эта зашифрованная тайнопись имела отношение к пугачевскому кладу.
История, рассказанная А.Малаховым, выглядит еще поразительнее. Однажды в его руках оказалась крышка от малахитовой шкатулки размером примерно 13x20 сантиметров. В центре крышки был каменный узор, напоминающий розу. Но если внимательно приглядеться к хаоcy цветных пятен разных оттенков, то возникают странные образы, похожие на лица людей в старинных одеждах. Впрочем, в этом калейдоскопе пятен можно при богатой фантазии увидеть любые фигуры, - возражали скептики, когда Малахов показывал им свои зарисовки увиденного. Спор грозил стать беспредметным, если бы геолог не начал тщательно изучать структуру этих странных ликов и не убедился, что эти лица созданы не естественной структурой камня, а нарисованы на нем с применением ныне неизвестной технологии.
Но, когда он стал рассматривать поверхность крышки в микроскоп с пятидесяти кратным увеличением, открылась еще более поразительная вещь: целая галерея портретов людей екатерининской эпохи, в том числе Пугачева и его ближайших сподвижников! Но это была уже не игра природы, а настоящие портреты, поскольку кроме лиц и прочего отчетливо виднелись буквы и цифры. А уж на подобные чудеса природа точно не способна.
Что же касается размеров отдельных фрагментов этой необычной галереи, то пятнышко размером с булавочную головку содержало до 30 портретов! И по этой части неизвестный автор превзошел даже легендарного Левшу!
Но впереди были еще более невероятные открытия. Когда Малахов отдал малахитовую шкатулку криминалистам, чтобы сфотографировать ее в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, ультрафиолет позволил выявить многослойность как картин, так и надписей: на первых отпечатках возникли совершенно иные картины и надписи к ним, полностью отличные от изображений на поверхностном слое. Не менее поразительными оказались результаты исследования структуры плитки под электронным микроскопом. Выяснилось, что микроструктура ее поверхности ничего общего не имеет со структурой малахита - малахитовая основа была покрыта чем-то вроде лака и эмали, на которых и воспроизводились рисунки и надписи. Причем пленкой многослойной, поскольку изображения на одном слое перекрывали предыдущие.
Но самое невероятное: нижние, тайные рисунки можно было выявить лишь с помощью фотографирования в ультрафиолетовых лучах, о которых в екатерининские времена и понятия не имели. Получалось, что неизвестный автор создавал свою малахитовую летопись для далеких потомков!
Удалось Малахову слегка приоткрыть историю этой малахитовой плитки. Она случайно уцелела у бывшей владелицы антикварного магазина в Петербурге. В 20-х годах прошлого века она передала свой магазин государству, а эвакуировавшись во время войны в Свердловск, продала эту плитку. Малахитчик, который передал плитку Малахову, обратил внимание на то, что малахит в ней наклеен не на металл, а на мрамор -а так делали только в XVII веке. Причем неизвестный художник обозначил и эпоху своих тайных рисунков: в вензеле на груди портрета адмирала: под микроскопом просматривались буквы: Е, К, Т, Р, Н и цифра II.
Но если царица упоминается только раз, то несколько раз повторена на плитке фамилия ближайшего сподвижника Пугачева - Юлаевъ. На отдельных участках изделия изображены сцены действий армии Пугачева, партизан, примкнувших к нему крестьян. На других - противник: гренадеры в треуголках, дворяне, священники. То есть своеобразная микрохроника тех событий. Есть даже подробная сцена порки крепостного крестьянина, в которой участвуют палач, староста и священник. А в небе - Дева Мария, отвернувшаяся от этого. Тут и подписи не надо - неведомый автор хотел показать, что нет правды ни на земле, ни на небесах.
Особенно тщательно замаскирован некий памятник человеку, похожему на Радищева. На памятнике дата: 1784. Под памятником - книга, на ней сохранилось лишь слово: «Воль...»
И еще одно странное открытие сделали криминалисты: главным люминесцирующим веществом оказался не материал плитки, а покрытие, содержавшее субстанцию, светящуюся в ультрафиолете зеленым светом. Но откуда неведомый автор этой летописи мог знать, что эти многослойные картины можно будет увидеть только в ультрафиолете, и никаким другим способом?
На сравнительно небольшой малахитовой плитке неведомый летописец поместил сотни портретов исторических личностей, десятки сцен из той эпохи. Возле многих из них стоят даты. Не все удалось рассмотреть и расшифровать: за две сотни лет крышка шкатулки испытала многое, что-то стерлось или откололось, а в крохотной чешуйке могли разместиться десятки портретов.
И нет ответа на главный вопрос: для кого выполнена эта титаническая, невероятная работа, которую смогли увидеть лишь далекие потомки через две сотни лет, поскольку без современных технологий разглядеть картины, находящиеся во внутреннем слое, в принципе невозможно?

Комментариев нет:

Отправить комментарий