четверг, 1 ноября 2012 г.

Древний Египет ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Государство Древний Египет сложилось в Северо-Восточной Африке в долине нижнего течения реки Нил. Его территория представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом,, базальтом, диоритом и алебастром, представлявшими собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения, а на Синайском полуострове - месторождение меди.

В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетиях до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до н, э., оставалась основой административного деления Древнего Египта до самого конца его существования.
Двуединое государство
Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV - начале III тысячелетия до н. э. начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки - от первых нильских порогов до дельты - и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулах фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга.
Фараон - термин, обозначающий царя Древнего Египта; происходит от словосочетания «pr-oh», означающего «великий дом. Начиная со времени Тутмоса III (XV в. до н. э.) этот термин постоянно используется в египетских источниках для обозначения царя; впоследствии он перешел в греческий и еврейский языки, а оттуда - в современные европейские.
Со времен 5-й династии фараоны имели пять имен, каждое со своими собственными функциями: так называемые имя Хора, имя золотого Хора, имя двух владычиц (верхнеегипетской богини-грифа Нехбет и нижнеегипетской богини-змеи Уаджет), имя царя Верхнего и Нижнего Египта, имя сына Ра. Четвертое и пятое имена писали в картушах - удлиненных замкнутых овалах, символизировавших Вселенную, обходимую Солнцем, над которой властвует фараон. Именно картуши, окружавшие имена фараонов, помогли французскому историку и лингвисту, основоположнику египтологии Жану Франсуа Шампольону в 1822 г. положить начало расшифровке древнеегипетских иероглифов: от них он смог оттолкнуться в поиске имен собственных, которые удалось прочесть благодаря тому, что они сохранились в документах, написанных на греческом языке.
Имена фараонов всегда имеют смысл: например, Рамсес означает «рожденный Ра», Аменхотеп - «Амон доволен» и т. д. Существовала также специальная формула вежливости, непременно добавлявшаяся после всякого упоминания фараона: « (да будет он) жив, невредим, здрав!» Сами имена фараона не произносились: его называли иносказательно: «он», «его величество», «Хор».
Жизнь египетских фараонов была полностью подчинена ритуалам: мирское и священное были для владык Египта нераздельны, божественная и человеческая сущность сливались в них в единое целое. Вся жизнь фараона была строго регламентирована, и изменить что-либо в этом порядке фараон не мог даже по собственному желанию.
Фараон рассматривался в Древнем Египте как божественный властитель, получающий власть, находясь еще «в яйце». Он был вместилищем жизненной силы страны, совершал ритуалы, благодаря которым сменялись времена года и начинались разливы Нила, жизненно важные для Египта. Египетский фараон был гарантом миропорядка, победителем тьмы. Сияние царя было таким, что от него теряли сознание. Сего смертью нарушалась мировая гармония - Египет не мог существовать без преемника божественной власти.
Нового царя, увенчанного двойным венцом, символизировавшим объединение Верхнего и Нижнего Египта, встречали как светило. Умерший царь подвергался мумификации, а затем его хоронили в роскошной гробнице, причем церемония погребения сопровождалась сложнейшими обрядами, о которых мы знаем благодаря изображениям, сохранившимся на стенах египетских гробниц, на саркофагах и в папирусных списках. Египетские фараоны, в сущности, не умирали: они покидали землю, восходя на свой горизонт и достигая неба, где сливались со своим создателем, следуя мировому закону.
До самого конца своей истории Египет верил в идею божественной власти фараона, который никогда не был в Египте просто политическим правителем: царь всегда оставался главной осью египетского общества, обязанного ему не только своим процветанием, но даже самим фактом своего существования.
Предания о первых фараонах
Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону 1-й династии Мине (Менесу). «Отец истории» Геродот рассказывает о том, что именно этот фараон основал Мемфис и был его первым правителем. Инициатива объединения страны исходила от Верхнего Египта, и Мемфис, новая столица, основанная на границе Верхнего и Нижнего Египта, стал свидетельством свершившегося объединения. С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления 1-й и 2-й династий.
Наши сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.
Древнее Царство
Период правления 3-й - 8-й династий называется Древним (или Старым) Царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части III тысячелетия до н. э. В это время в Египте значительно окрепла и упрочнилась царская власть. Свидетельство тому самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями 4-й династии - Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином).
Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале 3-й династии для фараона Джосера. Она представляла собой шесть прямоугольных уступов, поставленных друг на друга и повторявших формы ранних гробниц. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды - Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств.
Величайшая древнеегипетская пирамида, пирамида Хуфу, имела высоту более 146 метров, длина каждой стороны ее основания превышала 230 метра. От более ранних пирамид ее отличал не только масштаб, но и невиданное прежде совершенство кладки. Однако при всей своей грандиозности древнеегипетские пирамиды были лишь частью сложного погребального комплекса, в который входили также поминальные храмы и вынесенные к самой границе пустыни храмовые преддверия, соединявшиеся с храмами длинными каменными переходами.
Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с 5-й династии царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Древнего Царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов.
В эпоху Древнего Царства нам известны царское, храмовые и вельможные хозяйства. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских - «палатах мастеров», где использовался принцип разделения труда. Работники всех типов хозяйств получали довольствие с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц.
Постепенно возраставшая роль вельможных хозяйств в экономике страны привела к тому, что уже фараоны 5-й династии начали уступать важнейшие государственные должности, занимаемые членами царского дома, столичной вельможеской знати. При 6-й династии влияние стало переходить от столичной знати к знати областной. Постепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили ее политическое влияние. Около 2200 года до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается на независимые и даже враждующие между собой номы.
Среднее Царство
Распад страны после Древнего Царства губительно сказался на состоянии ирригационной системы, требовавшей централизованного надзора и управления. Дошедшие до нас надписи этого времени (период 6-й - 12-й династий) постоянно говорят о голоде. В конце правления 11-й династии Египет был вновь объединен, и при 12-й династии положение существенно улучшилось, но затем опять последовал смутный период, вновь вызвавший упадок оросительного хозяйства. Эпоха относительного благополучия (середина XXII - начало XVIII века до н. э.) получила в истории Египта название Среднего Царства.
С этого времени наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь. В период 12-й династии укреплению экономики и усилению царской власти немало способствовали победоносные войны с Эфиопией (Куш), золотые рудники которой давно привлекали египтян.
Общий подъем сказался и на развитии науки. От Среднего Царства до нас дошли несколько математических папирусов, лечебные пособия и справочник-словник, содержащий более 300 наименований различных масел, растений, животных, зерна, частей тела и т. д. Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни в египетской письменности выработался новый тип скорописи (деловое иератическое письмо), отличной от староегипетских почерков и иероглифического письма.
В области государственной религии также произошли изменения. На смену солнечному культу Ра, господствовавшему со времен Древнего Царства, пришел культ Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.
Гиксосы
Эпоха Среднего Царства закончилась с обрывом 12-й династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за Древним Царством, но на рубеже XVIII-XVII веков до н. э. неожиданный удар по ослабленному государству нанесли гиксосы - воинственные племена кочевников-скотоводов, пришедшие, по-видимому, из Палестины. Их владычество в Египте длилось не менее 108 лет, и до самых поздних времен египтяне сохраняли память об этом нашествии как о катастрофе.
Гиксосские цари приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет. На исходе гиксосского владычества в Фивах появились собственные цари, которых считают основателями 17-й династии. Борьбу с гиксосами начал последний фараон этой династии Камос, но заслуга их окончательного изгнания принадлежала его преемнику Яхмосу I, первому царю 18-й династии (1580-1314 гг. до н. э.). С момента освобождения Египта ведется отсчет третьего периода его расцвета - эпохи Нового Царства.
Новое Царство 
Укрепив положение внутри страны, фараоны вскоре перешли к активной захватнической политике. Со времен войны с гиксосами египтяне стали использовать боевых коней и колесницы, что превратило их войско в грозную силу. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при Тутмосе I, третьем фараоне 18-й династии, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. Стремясь расширить северные пределы Египта, Тутмос I предпринял поход в сиро-палестинские земли и достиг берегов Евфрата, где начертал надпись, отмечавшую северный рубеж его владений. Однако в действительности покорение этих территорий еще не было завершено.
Вскоре после смерти Тутмоса I престол перешел к юному Тутмосу III, но в течение первых двадцати лет его царствования престол находился в руках его тетки, дочери Тутмоса I Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В ее правление была предпринята знаменитая морская экспедиция в страну Пунт, расположенную, по видимому, на полуострове Сомали и славившуюся своими благовониями. Правители Пунта признали власть фараонов и принесли Хатшепсут роскошные дары. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. События этого похода были отражены в настенных изображениях грандиозного поминального святилища Хатшепсут, известного как храм в Дейр-эль-Бахри.
После смерти Хатшепсут Тутмос III возобновил активную захватническую политику. В результате многолетней борьбы за Сирию египтянам удалось взять Ка-деш - крепость на Оронте, которая была главным оплотом сиро-палестинского союза. Таким образом, египетское государство достигло наивысшего расцвета своего могущества: в середине XV века до н. э. оно простиралось от четвертых нильских порогов до Северной Сирии.
Столица Египта переместилась в Фивы. Главное святилище Амона в Фивах - Карнакский храм - превратилось в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового Царства. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи. В то же время фараоны 15-й династии окончательно порвали с традицией сооружения погребальных пирамид и перенесли царский некрополь в Долину Царей - пустынное ущелье к западу от Фив (что не спасло подавляющее большинство гробниц от разграбления).
Тутмос III скончался в возрасте более 70 лет, процарствовав в общей сложности почти 54 года - его правление было одним из самых продолжительных в истории. Созданная им мировая держава продолжала существовать еще в течение столетия - до переворота, произошедшего в правление Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатона.
Главной особенностью этого переворота был переход к исключительному почитанию Солнца, которое в образе солнечного диска-Атона было выделено из числа прочих египетских божеств и провозглашено царем. Свое прежнее имя «Аменхотеп», означавшее «Амон доволен», фараон заменил новым - «Эхнатон» - «Полезный Солнцу». Была основана новая столица, Ахетатон («Горизонт Солнца») - современная Тель эль-Амарна в Среднем Египте.
К концу царствования Эхнатона культ Атона полностью вытеснил культы старых божеств, но резкие перемены в религиозных представлениях, произошедшие на протяжении полутора десятилетий, не могли не вызвать недовольства старого жречества и не находили понимания в народе. Почитание Амона - главного бога новоегипетской державы до солнцепоклоннического переворота -было восстановлено уже через три года после смерти Эхнатона.
Возвращение Египта к старым традициям происходило довольно быстро. Правивший вскоре после Эхнатона Тутанхатон изменил свое имя на Тутанхамон, а столица переместилась в Фивы. Тутанхамон, умерший совсем молодым, стал самым известным древнеегипетским правителем благодаря тому обстоятельству, что его гробница, единственная среди погребений древнеегипетских фараонов, осталась не разграбленной, и ее богатейшая погребальная обстановка дошла до нас почти полностью, став одной из крупнейших археологических сенсаций XX века.
Последний фараон 18-й династии, Хоремхеб, окончательно восстановил прежние культы, выстроил огромный зал в Карнаке и провел несколько военных экспедиций, пытаясь восстановить пошатнувшееся могущество Египта. Во время правления Эхнатона, уделявшего основное внимание внутренним реформам, начался распад новоегипетской державы. Египет потерял большую часть Сирии, начались волнения в Палестине. Возвращение Сирии и Палестины и борьба с могущественным Хеттским царством, распространившим свое влияние на эти территории, стала основной задачей внешней политики новой 19-й династии.
Самый могущественный фараон этой династии, Рамсес II, правил без малого 61 лет. Его царствование началось с победоносных походов в Эфиопию и Ливию, вслед за которыми Рамсес II предпринял наступление на хеттов и выиграл знаменитую битву при Кадете - первое в истории военное сражение, ход которого мы можем восстановить достаточно подробно благодаря большому количеству дошедших до нас письменных документов и изображениям на стенах храмов в Карнаке и Луксоре, повествующих о великой битве. Однако лишь через 20 лет непрерывных войн Египет заключил союз с Хеттским царством, скрепленный браком фараона и хеттской царевны.
При первых фараонах 19-й династии - Рамсесе I и Сети I - столицей Египта оставался Мемфис: царский двор переехал туда из Ахетатона после падения культа Атона. Рамсес II сделал своей столицей город Пёр-Рам-сес. Местным божеством в этом городе был Сет. Его культ, как и культ мемфисского бога Птаха, получил в это время широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром. Фараоны 19-й династии развернули грандиозное строительство в храмах Амона в
Карнаке и Луксоре, свидетельствовавшее о небывалом могуществе правящей династии. Исполинские храмы возводились и в других частях Египта. Рамсесу II принадлежал огромный пещерный храм в Абу-Симбеле, у вторых нильских порогов. Перед входом были вырублены колоссальные 20-метровые изваяния фараона. Такие же колоссы стояли в Фивах и в Мемфисе.
Правление Рамсеса II стало последним периодом расцвета Новоегипетского царства. Его преемникам пришлось столкнуться с натиском ливийцев. Первую волну нашествия народов с запада Египет отразил, но осложнения возникли и внутри страны. В последние годы царствования 19-й династии обострилась вражда между югом и севером с центрами в Фивах и Мемфисе - старой и новой египетскими столицами. На волне внутренних смут, о которых нам известно немногое, около 1200 года до н. э. закончилось правление 19-й династии.
Правителям следующей династии пришлось вновь столкнуться с серьезной внешней опасностью в лице ливийцев и «народов моря», надвигавшихся на Египет с севера. Последний крупный властитель Нового Царства, Рамсес III, несколько раз отражал иноплеменные нашествия, но его правление осталось последним периодом сильной централизованной власти в Египте.
Север и Юг
К концу 20-й династии распад государства на две части - северную и южную - по существу завершился. На юге власть перешла к верховному жрецу Амона Херихору, на севере возникла собственная династия с центром в Пер-Рамсесе (Танисе). Великая Египетская держава перестала существовать: Сирия, Финикия и Палестина не признавали больше египетского главенства, и только Эфиопия оставалась под властью египетского наместника до конца 20-й династии.
Под мастью иностранных завоевателей
Танисская династия была устранена ливийским вождем Шешонком, основателем 22-й династии (Ливийской) с центром в Бубастисе. При Шешонке Египет делает последнюю попытку вернуться к активной захватнической политике в Азии, но вскоре сам становится жертвой нубийского (кушского) завоевания. Нубийская династия (25-я), в свою очередь, столкнулась с Новоассирийской империей, под властью которой Египет оказался в первой половине VII века до н. э. Основателю 26-й династии (Саисской) Псамметиху I удалось изгнать ассирийцев, однако уже в следующем столетии (525 г. до н. э.) Египет был завоеван персидским царем Камбизом.
На смену персидскому владычеству пришла империя Александра Македонского. Он основал на побережье новую торговую гавань, названную Александрией и превратившуюся со временем в центр торговой, научной и художественной жизни, имевший мировое значение. После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска - Птолемею Лагу, основавшему династию Птолемеев-Лагидов (305 г. до н. э.). Последней представительницей этой династий была знаменитая Клеопатра. Ее правление завершилось в 30 году до н. э. в результате завоевания Египта Октавианом Августом, фактическим правителем Римской державы, формально считавшейся в те годы республикой. С этого момента Египет превращается в провинцию Римской империи. В 616 году н. э. Египет перешел под власть арабского халифата.

Комментариев нет:

Отправить комментарий