среда, 27 февраля 2013 г.

Пироманиакальный убийца

Элеонора Мандалян
На днях окружной суд графства Риверсайд огласил дополнительные данные, полученные в результате расследования дела о намеренно спровоцированных пожарах, имевших место летом и осенью 2006 года в Калифорнии.
Практически нет такого года, чтобы на западном побережье США не возникли лесные пожары (bushfire). Тушить их крайне сложно, особенно когда к летней жаре и затяжной засухе добавляется пустынный суховей Санта-Ана. Шквальные порывы горячего ветра в мгновение ока разносят пламя на большие расстояния.
Вот и тогда, в 2006-м, огонь слизывал сухие кусты и травы на склонах гор, пожирал леса и парки, подбирался к человеческому жилью.
Но чем-то те пожары неуловимо отличались от самопроизвольных возгораний, уж очень близко очаги их располагались друг к другу. К тому же пожар возникал преимущественно ночью, что для данного стихийного бедствия, напрямую связанного с горячим солнцем, не слишком типично.
Огнем были объяты территории в 16000 га, всего в 200 км от Лос-Анджелеса. Губернатор штата Арнольд Шварценеггер объявил чрезвычайное положение. Для борьбы с огненной стихией, уничтожившей уже около сотни домов, было задействовано 1340 пожарных. Пятеро из них геройски погибли, защищая от огня очередной жилой дом в горной местности Эсперанса, северо-западнее Палм Спрингса. Порыв ветра скоростью более 40 км в час накрыл их огненной волной. Четверо сгорели на месте вместе с пожарной машиной: Джейсон МакКей, 27 лет, Джес МакЛин, 27 лет, Марк Лоутзенхизер, 43 лет и Дэниел Хувер-Нейджра, которому было всего 20. Юноша недавно пришел в пожарную команду, у него была мечта – изучить медицину и стать врачом. Пятый пожарник Пабло Серда, 23 лет, был доставлен в больницу с ожогами, покрывавшими 90% его тела, и скончался на следующий день.
После того как пожар в Эсперанса унес пять жизней, превратил в обугленное пожарище 40 200 акров земли и оставил без крыши над головой 34 семьи, власти штата начали расследование и поиски злоумышленников, объявив награду за любую информацию о них в размере $550 000. Появились неопровержимые доказательства, что это дело рук злостных поджигателей. Представитель противопожарной охраны Калифорнии заявил, что в связи с гибелью пожарных действия поджигателей могут быть классифицированы как преднамеренное убийство, за которое полагается высшая мера наказания.
А в пожарное отделение Эсперанса шли и шли конверты с пожертвованиями семьям погибших. Их было так много, что конверты не успевали вскрывать – свыше 700 только от частных лиц.
И вот злоумышленник был найден. Им оказался не залётный террорист, не враг Соединенных Штатов и не безмозглый пацан, игравший с огнем и не отдававший себе отчета, что творит, а великовозрастный (на момент совершения преступления 36-летний) верзила с мрачным, воровато-недобрым и настороженным взглядом, небритой физиономией и сплошь покрытый наколками. Некто Раймонд Ли Ойлер, по профессии автомеханик, житель провинциального города Бомонт, графства Риверсайд.
Внимание на него изначально обратили потому, что он околачивался в опасной близости от бушующего пламени, словно упиваясь им. А потом идентифицировали отпечатки шин его машины в местах возникновения пожаров, нашли у него компоненты аэрозолей и сигарет, с помощью которых он мастерил зажигательные устройства, сопоставили часы его работы и отгулов в дни, когда появлялись новые очаги, ну и т.д.
Перед судом Ойлер предстал в яркооранжевой робе, со смертельным страхом на лице. Страх появился после того, как поджигатель впервые осознал, что его огненное хобби может стоить ему жизни.
Когда стало ясно, что в опустошительных пожарах и в смерти пятерых отважных борцов с огнем повинен человек, а не стихия, ярости друзей и коллег погибших, их родных и близких не было предела. Один из пожарников, взяв слово на экстренно созванной пресс-конференции, назвал Ойлера “пироманиакальным убийцей” (пиромания – импульсивное поджигательство).
Раймонд Ли Ойлер
“Если злоумышленник полагает, что сполна нагляделся на устроенные им пожары, он заблуждается, – стиснув кулаки, проговорил офицер пожарной службы. – Его главная огненная буря еще впереди, самая большая, какую он не может даже вообразить, когда повстречается с собственной судьбой в финале своей позорной жизни!”
Согласно заключению судебных экспертов, летом и осенью 2006 года Ойлер с упорством маньяка устраивал пожар за пожаром – 7, 9, 10 июня, сразу по два 11 и 14-го, затем 9 июля, 17 сентября, 22 октября. И, наконец, самый трагический – 26 октября в Эсперансе. Несмотря на неопровержимые доказательства, Ойлер отказался признать себя виновным в инкриминированных ему преступлениях.
Видимо, именно такую позицию предложил занять подсудимому его адвокат, Марк МакДоналд, прекрасно понимавший, что абсолютно все – судьи, присяжные, люди в зале суда, пресса и общественность - настроены против его подзащитного. Слишком велика его вина, чтобы рассчитывать на снисхождение. Бурлящие вокруг этого процесса эмоции практически сводят на нет все старания адвоката спасти жизнь Раймонда Ли Ойлера.
“Мой подзащитный все еще обвиняемый, а не обвинённый и не осужденный, – заявил журналистам вне здания суда МакДоналд. – Он категорически отрицает любую причастность к пожару в Esperanza и вообще ко всем пожарам.”
А что еще ему остается делать, кроме как все отрицать, когда окружной прокурор Риверсайда Род Пачеко в мае 2007-го высказал свою позицию с предельной ясностью: “Я намерен добиваться для обвиняемого смертной казни”.
Пока идет следствие, Ойлер находится в тюрьме, в возможности выйти под залог ему было отказано. МакДональд охарактеризовал состояние своего клиента, как “обезумевшего от страха”.
Вот уже третий год длится расследование, выявляющее все новые и новые детали деятельности “пироманиакального убийцы”. Нашли даже косвенных свидетелей. Ойлер якобы объяснял свои действия подружке, как стремление выразить таким своеобразным способом протест против решения ветеринаров усыпить его любимую собаку, американского питбультерьера. Адвокат подсудимого, в свою очередь, заявил, что собака его клиента к моменту совершения поджогов, в которых его обвиняют, уже была выпущена из спецпитомника и усыпление ей не грозило.
Девушка, с которой подсудимый делился своими “подвигами” и которую считал своей невестой, несколько раз брала с него обещание, что он прекратит подобную практику. И поджигателю вроде бы удавалось держать месяц-другой слово, а потом он брался за старое. Показания бывшей подруги обвиняемого были оглашены на заседании суда. Однако ни он, ни его адвокат их не приняли.
А дело между тем обрастало подробностями как снежный ком. Поначалу Раймонду Ли Ойлеру были предъявлены обвинения в пяти убийствах, 11 поджогах и 10 фактах использования воспламеняющих устройств. Но в ходе следствия выяснилось, что поджогов было совершено несоизмеримо больше, чем предполагалось, – не 11, а 23. А теперь к ним добавились еще 23, осуществленные ранее, в 2003 году. То есть развлекался он этим систематически уже не один год. Более 80% всех приписываемых Ойлеру пожаров произошло в радиусе 5 миль от его дома, или от дома его родителей. Причем, по словам прокурора, обвиняемый намеренно устраивал поджоги лесных массивов в ночное время,чтобы у противопожарных служб не было возможности задействовать авиатехнику для их тушения с воздуха.
46 поджогов! И это только то, что удалось доказать. От пожара к пожару он совершенствовался в своих методах профессионала-поджигателя, умело используя горячие шквальные ветры Санта-Аны и раз от раза устраивая все более масштабные и разрушительные бедствия. И, видимо, очень гордился собой, потому что накануне поджога в Эсперансе похвастался своей кузине Джилл Фрейм, что намерен превратить в один сплошной факел целую гору.
Заседание жюри, обсуждающее правомочность вынесения смертного приговора Раймонду Ли Ойлеру, обвиненному по 45 пунктам уголовного кодекса, включая обвинение в 5 преднамеренных убийствах, возобновилось на прошлой неделе. Сам Ойлер виновным себя по-прежнему так и не признал.
Суд присяжных состоит из 30 человек, представляющих разные агентства и ведомства – областной отдел Шерифа, Калифорнийский отдел лесного хозяйства, Противопожарные службы, ФБР, Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ и т.д. Все 30 присяжных разделяют мнение, что улики сходятся на одном Ойлере, и виновность его ни у кого не вызывает сомнений. Для окружного прокурора Рода Пачеко ситуация предельно ясна, вина обвиняемого доказана. Дело за вынесением приговора. Пачеко считает, что для окончательного решения суду потребуется еще 60 дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий