суббота, 9 июня 2012 г.

Большой Каньон


Большой Каньон - одно из самых необыкновенных произведений земной природы, он имеет длину в 320 км и ширину, достигающую 25 км. Каньон вырыла в песчаниковых, известняковых и сланцевых слоях, бывших когда-то дном древнего океана, река Колорадо. Случилось это около шести миллионов лет назад... Реке «помогли» в ее колоссальной работе ветры, дожди и снеготаяния.

Люди в Большом Каньоне поселились не менее, чем 4000 лет назад. В 1930 году здесь были обнаружены наскальные изображения (петроглифы) древнейших обитателей; сюжетами служили, в основном, животные. Ранее 500 года до н.э. в Каньоне жили небольшими группами полукочевые индейцы одной из пустынных культур, характерной изготовлением корзин.
Их жилища были вырезаны в скале или сделаны из глины. Позже территорию заняли индейцы,принадлежавшие к археологической культуре Анасази (Аnasazi). Они занимались земледелием, вели более стабильную и благоустроенную жизнь.
С течением времени племенной союз Анасази разделился. Обособилась иная культура, известная, как Кохонина (Сohonina); она локализована в западной части Каньона. Оба племени оставили следы тысяч стоянок.
После 800 г. н.э. индейцы Большого Каньона стали использовать для строительства камни, скрепленные грязью; они возводили целые кварталы.
Племена совершали сезонные миграции, летом живя в дельте реки Колорадо, а зимой поднимаясь вверх по течению. Наступил ХІІІ век, и туземное население долины вновь сменилось: на смену Анасази пришли индейцы пайюты (paiute) в восточной части Каньона и кербаты (cerbat) в западной.
Испанцы впервые появились здесь в 1540 году. Более чем двести лет спустя испанский священник Франсиско Гарсес совершил путешествие по всему Каньону, встречаясь с различными индейскими племенами. На него дикий ландшафт навеял не столько восторг, сколько ужас. Название же увиденному он подобрал простое – Гранд-Каньон, попросту «Большой каньон».
В 1848 году, после успешной войны с Мексикой, американское правительство объявило эти земли своими. Сюда было отправлено несколько научных экспедиций. Самая известная из них — поход группы майора Джона Пауэлла вниз по течению Колорадо. Пауэлл первым изучил и описал остатки индейских цивилизаций Каньона.Вначале он попробовал пройти на лодке всю теснину Колорадо, толком не нанесенную еще даже на карту.
На четырех лодках он вышел из Вайоминга с девятью спутниками, спустился до Колорадо по Грин-ривер и три месяца шел вниз по опасной и буйной реке. Трое его спутников не выдержали тягот путешествия, оставили свою лодку и поднялись на край каньона. Все трое пали от рук индейцев.
Майор Пауэлл нашел результаты первого плавания удовлетворительными, и через два года пустился в новое.
Вторично он прошел вниз по Колорадо не спеша, изучая геологию, занимаясь геодезической и топографической съемкой.
После этой экспедиции, состоявшейся в 1869 году, вырос интерес американцев к уникальному памятнику природы и истории.
Однако, это внимание обернулось драмой для местных племен.
После того, как в 1870-х годах здесь были найдены залежи свинца, цинка, асбеста и меди, индейцев насильно переселили в резервации.
В 1919 году здесь был создан Национальный парк, принимающий ежегодно два миллиона гостей. Большинство, правда, проводят лишь несколько часов на краю каньона, но немалая часть посетителей парка спускается в теснину по утоптанной тридцатикилометровой тропе.
Правила гласят, что «если турист предпочитает удобства, ему не менее 12 лет и вес его не превышает 90 килограммов, он может нанять мула». На мула можно положиться – в отличие от «двуногих», он ни разу не оступится.
В начале тропы Кайбаб стоит знак, лаконично предупреждающий, что на всем дальнейшем пути не будет воды.
У мыса Яки может показаться, что это не так уж и страшно, но тот, кто отправится на экскурсию без запаса питьевой воды, скорее всего, пожалеет об этом.
Воздух в каньоне сухой, нещадно палит солнце, и лучи его отражаются от скал. Невольно вспомнится, что каньон лежит на широте Туниса…
На дне теснины жарче на 10-15 градусов, чем наверху.
Здесь ухитряются соседствовать ели и пихты с кактусами и юккой, ладанник с можжевельником, карликовый дуб с кленом, ива с тамариском.
Обширны угодья пумы и рыси – этим кошкам нипочем зимние бураны горных плато и африканский зной ущелий. Так же спокойно относятся к шуткам климата койот и лиса, скунс, дикобраз, бурундук, кролики.
Нагорья – обитель оленей, козлов и баранов, не спускающихся в нижнее «пекло» без крайней надобности
Источники информации:
1. журнал "Вокруг света"

Комментариев нет:

Отправить комментарий