О жалкой участи "Титаника", великолепного трансатлантического судна, так и не завершившего свой первый и единственный переход через Атлантику, известно всем. Между тем задолго до его гибели похожая судьба постигла другой корабль - шведский галеон 1628 года постройки. Однако красавцу паруснику повезло больше - спустя три века после кораблекрушения его удалось поднять на поверхность. И сегодня "шведский Титаник" - один из самых посещаемых музеев мира.
Гроза морей
В начале XVII века Швеция сражалась за владычество на Балтийском и Северном морях. Королю Густаву II Адольфу достался от отца, Карла IX, большой, но видавший виды флот. Поэтому в 1615 году власти Швеции вынесли вердикт: "Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, нуждается в обновлении". Из Голландии пригласили лучших в Европе мастеров корабельных дел, а к 1624 году построили 25 новых боевых парусников. Однако Густав II Адольф был полон самых амбициозных планов, потому и приказал заложить такое судно, какого свет еще не видывал.
В 1625 году на судоверфях одного из островов, прямо напротив королевского дворца, закипела работа. Днем и ночью трудились около четырехсот ремесленников: плотники, канатчики, оружейники, скульпторы, художники, парусные мастера, резчики по дереву... За ходом работ лично следил сам монарх. Густав II неоднократно появлялся на верфи в сопровождении супруги - королевы Кристины. Государь не просто праздно прогуливался в свое удовольствие - он вникал во все дела и не раз вносил изменения в проект.
Корабль - мечта
Через три года четырехпалубный парусник был готов. Чудо инженерной мысли оснастили 64 орудиями. Кроме серьезного вооружения, у галеона имелись три мачты, и он мог нести десять парусов. Его размеры от верхушки мачты до киля составляли 52 м (а это высота 14-этажного дома!), от носа до кормы - 69 м. Великан, да и только!
Шведы не пожалели денег на убранство корабля. Деревянный корпус был сделан из тысячи дубовых деревьев. А дуб в те годы считался самым дорогим материалом и находился под защитой закона! Парусник щедро украсили резьбой и несколькими сотнями скульптур, изображавших библейских героев,
греческих богов, римских императоров, львов, мифических морских существ. Некоторые скульптуры покрыли настоящим золотом. Внутреннее убранство тоже поражало роскошью: стены вестибюлей, кают, салонов отделали ценными породами дерева - красным деревом, сосной, березой, орехом, ясенем. Что и говорить, корабль не имел себе равных!
Сноп сена
За несколько недель до выхода в море парусник поставили у причала для всеобщего обозрения. На носу судна красовалось название - "Васа". Густав II назвал галеон в честь славного предка - короля Густава Васа, правившего в XVI веке. "Васа" - прозвище, которое переводится как "сноп сена". Густав Васа получил его за то, что объединил разрозненные части Швеции.
Воскресенье 10 августа 1628 года выдалось солнечным и теплым. На берегу яблоку негде было упасть. Жители и гости Стокгольма хотели собственными глазами увидеть, как "Васа" покидает порт. Присутствовали даже послы иностранных держав и сама королева! К сожалению, монарх не мог почтить своим вниманием столь важное мероприятие - в это время он пребывал с войском в Пруссии.
В назначенный час парусник взяли на буксир несколько весельных баркасов, и галеон - гордость шведской короны - двинулся в свой первый путь. На борту корабля находилось около тысячи человек экипажа, включая членов их семей. В виде исключения в плавание дозволено было взять детей. На выходе из гавани судно дало прощальный салют из пушек. Стоящие на берегу замахали уходящему в море красавцу платками и шляпами. Дамы пустили слезу. И вдруг корабль на глазах у изумленной публики сильно наклонился. Толпа на берегу дружно ахнула... Но "Васа" выправился. Над берегом пронесся вздох облегчения. Галеон прошел еще несколько миль - и завалился на борт. Через открытые пушечные порты хлынула вода, и корабль начал медленно погружаться в морскую пучину. В своем первом и единственном плавании галеон пробыл от силы полчаса. Своеобразный рекорд! Помощь подоспела быстро, но 50 человек спасти не удалось.
Лучше делать то, что ты делать мастер
Король узнал о трагедии через две недели (столько шло письмо в Пруссию) и рассвирепел. В ответном послании Государственному совету он написал, что причиной гибели стал, как сказали бы нынче, человеческий фактор - глупость и невежество его подданных. Монарх приказал немедленно найти виновных. Следственную комиссию возглавил первый адмирал королевства Клас Флеминг.
Для начала к ответу призвали капитана Сефринга Ханссона. Тот клялся и божился, что его вины нет. Все пушки были закреплены как следует. Балласта на борту было достаточно. Сам он был трезв как стеклышко. Его слова подтверждали свидетели и документы.
Вызвали старшего боцмана. Допросили. По всему выходило - этот тоже ни при чем. Призвали к ответу судостроителя Хейна Якобссона.Тот уверял, что строил судно по проекту, утвержденному королем. А король хотел, чтобы пушек на галеоне было больше, чем положено. Вот для них и построили две дополнительные палубы, что сделало надстройку намного выше. Кроме того, король постоянно твердил, что корабль должен быть прочным и надежным, как скала. Хотите - получайте. Надводную часть сделали тяжелее подводной, что противоречило всем законам физики. Но такова была воля государя...
Шкипер Йоран Матссон на допросе признался, что перед отплытием устойчивость корабля проверяли старым дедовским способом. Тридцать матросов одновременно перебегали с одного борта на другой. После третьего "марафона" стало ясно: судно неустойчиво, при сильном ветре может перевернуться. Об этом доложили адмиралу Флемингу. Тот должен был запретить выход в море "бракованного" судна. Но промолчал. Почему? Военачальник не смог пойти против воли короля. Ведь корабль покидал порт по приказу монарха! В общем, главный виновник катастрофы был найден. Только никто не осмеливался назвать его имя. К чести судей, они не стали назначать козлов отпущения. На том следствие прекратили.
Герои подводных горизонтов
"Васа" затонул на глубине 32 метра. Сразу после катастрофы его решили поднять - благо глубина была небольшая. Но водолаз, "ходивший" под водой в специальном колоколе, не справился с заданием. К концу XVII века колокол модернизировали и вновь попытали счастья. Шведам не давали покоя дорогостоящие бронзовые пушки - самое ценное, что было на корабле. На сей раз им повезло. За два года водолазы подняли 53 пушки. Это был подвиг! Раз за разом они спускались на дно, где в полной темноте отыскивали очередную пушку, цепляли ее за крюки, вытаскивали через пушечный порт и поднимали на поверхность.
Главным инструментом являлся крюк, которым управляли с помощью подергиваний, адресованных тем, кто находился наверху.
Второе рождение
После этого шведы забыли о своем "Титанике" на три столетия. Только в 1961 году, после пяти лет подготовительных работ, "Васа" был поднят. Его доставали классическим способом. Сначала понтоны затопили, потом соединили их тросами, подтянутыми под кораблем, затем выкачали из понтонов воду. Они стали всплывать - а вместе с ними корабль. Вся операция стоила немалых денег. Но шведы не поскупились. Кампания "Спасите "Васу" объединила всех - простых граждан, крупных бизнесменов, представителей шоу-бизнеса, членов королевской семьи. Часть расходов взяло на себя государство.
Галеон очистили, обработали специальным раствором и приступили к реставрации, которая растянулась на два десятка лет! Сейчас "Васа"- самая большая достопримечательность Швеции. Реставрационные работы продолжаются, но это не мешает кораблю-музею ежегодно принимать более семисот тысяч туристов.
Поднятый парусник оказался настоящим кладохранилищем. Не перечислить всех его сокровищ! Множество резных украшений в стиле ренессанса и раннего барокко. На корме скульптуры 23 библейских воинов Гидеона с горнами и факелами, на носу резные изображения 20 римских императоров, по бортам - деревянные фигуры морских богов, русалок, тритонов, смеющихся чертей... Во внутренних помещениях - адмиральский стол, пули для мушкетов, бочки с провиантом, матросские рундуки с одеждой и мелкими вещами, кухонная утварь, оловянный офицерский сервиз, нарды, несколько бутылок рома, бронзовые подсвечники, медицинские инструменты, корабельная касса, коробочка с женским локоном... и даже останки бедняги корабельного кота.
В.Константинов "Интересная газета. Загадки цивилизации" №2 2010 г
Гроза морей
В начале XVII века Швеция сражалась за владычество на Балтийском и Северном морях. Королю Густаву II Адольфу достался от отца, Карла IX, большой, но видавший виды флот. Поэтому в 1615 году власти Швеции вынесли вердикт: "Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, нуждается в обновлении". Из Голландии пригласили лучших в Европе мастеров корабельных дел, а к 1624 году построили 25 новых боевых парусников. Однако Густав II Адольф был полон самых амбициозных планов, потому и приказал заложить такое судно, какого свет еще не видывал.
В 1625 году на судоверфях одного из островов, прямо напротив королевского дворца, закипела работа. Днем и ночью трудились около четырехсот ремесленников: плотники, канатчики, оружейники, скульпторы, художники, парусные мастера, резчики по дереву... За ходом работ лично следил сам монарх. Густав II неоднократно появлялся на верфи в сопровождении супруги - королевы Кристины. Государь не просто праздно прогуливался в свое удовольствие - он вникал во все дела и не раз вносил изменения в проект.
Корабль - мечта
Через три года четырехпалубный парусник был готов. Чудо инженерной мысли оснастили 64 орудиями. Кроме серьезного вооружения, у галеона имелись три мачты, и он мог нести десять парусов. Его размеры от верхушки мачты до киля составляли 52 м (а это высота 14-этажного дома!), от носа до кормы - 69 м. Великан, да и только!
Шведы не пожалели денег на убранство корабля. Деревянный корпус был сделан из тысячи дубовых деревьев. А дуб в те годы считался самым дорогим материалом и находился под защитой закона! Парусник щедро украсили резьбой и несколькими сотнями скульптур, изображавших библейских героев,
греческих богов, римских императоров, львов, мифических морских существ. Некоторые скульптуры покрыли настоящим золотом. Внутреннее убранство тоже поражало роскошью: стены вестибюлей, кают, салонов отделали ценными породами дерева - красным деревом, сосной, березой, орехом, ясенем. Что и говорить, корабль не имел себе равных!
Сноп сена
За несколько недель до выхода в море парусник поставили у причала для всеобщего обозрения. На носу судна красовалось название - "Васа". Густав II назвал галеон в честь славного предка - короля Густава Васа, правившего в XVI веке. "Васа" - прозвище, которое переводится как "сноп сена". Густав Васа получил его за то, что объединил разрозненные части Швеции.
Воскресенье 10 августа 1628 года выдалось солнечным и теплым. На берегу яблоку негде было упасть. Жители и гости Стокгольма хотели собственными глазами увидеть, как "Васа" покидает порт. Присутствовали даже послы иностранных держав и сама королева! К сожалению, монарх не мог почтить своим вниманием столь важное мероприятие - в это время он пребывал с войском в Пруссии.
В назначенный час парусник взяли на буксир несколько весельных баркасов, и галеон - гордость шведской короны - двинулся в свой первый путь. На борту корабля находилось около тысячи человек экипажа, включая членов их семей. В виде исключения в плавание дозволено было взять детей. На выходе из гавани судно дало прощальный салют из пушек. Стоящие на берегу замахали уходящему в море красавцу платками и шляпами. Дамы пустили слезу. И вдруг корабль на глазах у изумленной публики сильно наклонился. Толпа на берегу дружно ахнула... Но "Васа" выправился. Над берегом пронесся вздох облегчения. Галеон прошел еще несколько миль - и завалился на борт. Через открытые пушечные порты хлынула вода, и корабль начал медленно погружаться в морскую пучину. В своем первом и единственном плавании галеон пробыл от силы полчаса. Своеобразный рекорд! Помощь подоспела быстро, но 50 человек спасти не удалось.
Лучше делать то, что ты делать мастер
Король узнал о трагедии через две недели (столько шло письмо в Пруссию) и рассвирепел. В ответном послании Государственному совету он написал, что причиной гибели стал, как сказали бы нынче, человеческий фактор - глупость и невежество его подданных. Монарх приказал немедленно найти виновных. Следственную комиссию возглавил первый адмирал королевства Клас Флеминг.
Для начала к ответу призвали капитана Сефринга Ханссона. Тот клялся и божился, что его вины нет. Все пушки были закреплены как следует. Балласта на борту было достаточно. Сам он был трезв как стеклышко. Его слова подтверждали свидетели и документы.
Вызвали старшего боцмана. Допросили. По всему выходило - этот тоже ни при чем. Призвали к ответу судостроителя Хейна Якобссона.Тот уверял, что строил судно по проекту, утвержденному королем. А король хотел, чтобы пушек на галеоне было больше, чем положено. Вот для них и построили две дополнительные палубы, что сделало надстройку намного выше. Кроме того, король постоянно твердил, что корабль должен быть прочным и надежным, как скала. Хотите - получайте. Надводную часть сделали тяжелее подводной, что противоречило всем законам физики. Но такова была воля государя...
Шкипер Йоран Матссон на допросе признался, что перед отплытием устойчивость корабля проверяли старым дедовским способом. Тридцать матросов одновременно перебегали с одного борта на другой. После третьего "марафона" стало ясно: судно неустойчиво, при сильном ветре может перевернуться. Об этом доложили адмиралу Флемингу. Тот должен был запретить выход в море "бракованного" судна. Но промолчал. Почему? Военачальник не смог пойти против воли короля. Ведь корабль покидал порт по приказу монарха! В общем, главный виновник катастрофы был найден. Только никто не осмеливался назвать его имя. К чести судей, они не стали назначать козлов отпущения. На том следствие прекратили.
Герои подводных горизонтов
"Васа" затонул на глубине 32 метра. Сразу после катастрофы его решили поднять - благо глубина была небольшая. Но водолаз, "ходивший" под водой в специальном колоколе, не справился с заданием. К концу XVII века колокол модернизировали и вновь попытали счастья. Шведам не давали покоя дорогостоящие бронзовые пушки - самое ценное, что было на корабле. На сей раз им повезло. За два года водолазы подняли 53 пушки. Это был подвиг! Раз за разом они спускались на дно, где в полной темноте отыскивали очередную пушку, цепляли ее за крюки, вытаскивали через пушечный порт и поднимали на поверхность.
Главным инструментом являлся крюк, которым управляли с помощью подергиваний, адресованных тем, кто находился наверху.
Второе рождение
После этого шведы забыли о своем "Титанике" на три столетия. Только в 1961 году, после пяти лет подготовительных работ, "Васа" был поднят. Его доставали классическим способом. Сначала понтоны затопили, потом соединили их тросами, подтянутыми под кораблем, затем выкачали из понтонов воду. Они стали всплывать - а вместе с ними корабль. Вся операция стоила немалых денег. Но шведы не поскупились. Кампания "Спасите "Васу" объединила всех - простых граждан, крупных бизнесменов, представителей шоу-бизнеса, членов королевской семьи. Часть расходов взяло на себя государство.
Галеон очистили, обработали специальным раствором и приступили к реставрации, которая растянулась на два десятка лет! Сейчас "Васа"- самая большая достопримечательность Швеции. Реставрационные работы продолжаются, но это не мешает кораблю-музею ежегодно принимать более семисот тысяч туристов.
Поднятый парусник оказался настоящим кладохранилищем. Не перечислить всех его сокровищ! Множество резных украшений в стиле ренессанса и раннего барокко. На корме скульптуры 23 библейских воинов Гидеона с горнами и факелами, на носу резные изображения 20 римских императоров, по бортам - деревянные фигуры морских богов, русалок, тритонов, смеющихся чертей... Во внутренних помещениях - адмиральский стол, пули для мушкетов, бочки с провиантом, матросские рундуки с одеждой и мелкими вещами, кухонная утварь, оловянный офицерский сервиз, нарды, несколько бутылок рома, бронзовые подсвечники, медицинские инструменты, корабельная касса, коробочка с женским локоном... и даже останки бедняги корабельного кота.
В.Константинов "Интересная газета. Загадки цивилизации" №2 2010 г
был в нём впечаптляет
ОтветитьУдалить