Человек всегда питал страх ко всему неизвестному. Необъяснимые явления природы всегда были пищей для рождения в народе мифов и легенд, а также нестерпимого желания человека познать неизвестное. Народ коми, обращенный в христианство к концу XIV века, изначально веровал в магические силы природы. На протяжении многих веков языческая вера приписывала необъяснимые природные явления гневу или милости богов, повелевающих стихиями. Отголоски язычества слышны на нашей земле до сего времени. Многие верят, что между реальным и потусторонним мирами время от времени открывается дверца, являя чудеса.
Поскольку основными занятиями коми народа исстари были охота и собирательство, мифов и преданий о чудесах в парме сложено великое множество. Однако и наших земляков-современников, искушенных благами цивилизации и привыкших все необъяснимое истолковывать с точки зрения науки, многие необъяснимые явления ставят в тупик.
Многие сельские жители свято верят, что их усопшие родственники становятся ангелами-хранителями и оберегают их от опасностей в мире реальном. Как рассказала жительница сыктывкарского микрорайона Лесозавод Маргарита Кичигина, выбраться из лесной чащи, где она заблудилась, собирая грибы, помогла ей ни кто иная, как её ныне покойная мать. Когда она уже изнемогла от тщетных поисков дороги домой и уставшая села на пенёк, мысленно обратилась за помощью к своей родительнице. Спустя некоторое время вдалеке эхом послышалось: «Рита, иди домой!» Удивилась, насколько этот голос был похож на голос матери, и поспешила на зов. Голос не удалялся и не приближался, перестал слышаться только тогда, когда вышла на дорогу, где никого видно не было. Тут же на дороге появилась машина, и шофёр, подобравший женщину, сказал Маргарите, что в столь поздний час в лесу никого не заметил.
У коми охотников до сих пор весьма крепки обычаи, согласно которым, нельзя нарушать негласные правила уважения лесных духов. Путник, посетивший лесную избушку, должен сохранять в ней порядок, вести себя тихо, чтоб не потревожить лес, а отдохнув, обязательно оставить запас спичек, продуктов и горбушку хлеба для лесного духа, который эту избушку охраняет. Группе подростков из Усть-Куломского района этот обычай показался дедушкиной сказкой. Собравшись в поход в лес, они запаслись не только необходимыми продуктами, но и изрядным количеством спиртного. Добравшись до лесной избушки, подростки решили оторваться на всю катушку. Захмелев, стали крушить поленницу, заботливо сложенную лесниками возле домика, раскидали посуду, включили на всю громкость радиоприёмник, сотрясая лесную чащу криками и хохотом. Легли спать за полночь, даже не затушив кострища, а когда проснулись, с удивлением обнаружили, что поленница аккуратно сложена обратно, посуда на месте, костер, с еще не догоревшими поленьями, затушен. Словно кто-то порицал их за нерадивость.
Хулиганы решили тут же отправиться восвояси и быстро собрались домой, прихватив в качестве сувенира из лесной избушки вместе со своими вещами и закопченную ложку. Проплутав в лесу целые сутки, они, голодные и уставшие, обратно вернулись к той же избушке. Поскольку ни спичек, ни продуктов там не было, легли спать голодные, а всю оставшуюся ночь вокруг домика бродило нечто, тяжко и глубоко вздыхая. Вторая попытка добраться до дому также не увенчалась успехом, тропинка неизменно приводила их обратно к избушке, словно напоминая им об их грехе. И только на третий день они догадались положить ложку на место, а в подарок лесному духу оставили кружку лесной земляники. Даже не ориентируясь по компасу, они вышли на правильную дорогу, словно ноги сами привели их к дому.
Коми охотники верили, что лесные духи вселяются в души лесных зверей. Лесник Анатолий Кузнецов из села Большая Кужба Усть-Куломского района рассказал историю о том, как один раз, намереваясь завалить медведя, убил медведицу. Снял с неё шкуру, развесил её, а когда посмотрел со стороны на освежеванную тушу, на него словно ушат с ледяной водой опрокинули – на земле лежало тело голой женщины. И фигура, и анатомические детали были поразительно схожи. Ночью ему приснилась медведица, которая подошла к его дому и посмотрела на него с укором. Долгое время после этого ему совсем не везло в охоте, а охотиться на медведей он зарёкся навсегда. Сейчас, чувствуя, что рядом с ним в лесу бродит медведь, он громко с ним разговаривает и извиняется за прошлую ошибку. Может быть, прощение его было принято, один раз медведь проводил его от леса до самого дому и, переночевав возле его бани, ушёл обратно в лес.
Есть в лесных просторах Коми и места, в которых происходят аномальные явления. Как рассказал коми писатель Евгений Козлов, возле деревни Эжолты Усть-Вымского района есть место, где, по поверьям сельчан, кишмя кишат лешие. Житель этой деревни, как-то очутившись там, чертыхнулся и громко выругался. Что было дальше, ничего не помнит. Вернулся домой изможденный, в лохмотьях. Одежду словно изрезали острым ножом на лоскутья. По его словам, мужчину подняла в воздух какая-то невидимая сила и долго мотала по воздуху, задевая верхушки деревьев, а затем с размаху бросила оземь.
Как рассказал житель того же Усть-Вымского района Юрий Патов, есть близ деревни Коквицы странное место, куда уже не одно десятилетие не рискуют ходить даже старожилы. Близ Коквицкой горы в радиусе двух-трёх километров деревья словно прижаты к земле какой-то неведомой силой. Радиус очень четкий. Никаких исторических источников, которые бы рассказали о том, что в это место упал метеорит или прошел мощный ураган, нет. В этом месте редко пролетит комар или мошка, не растут грибы, не водится зверь и птица. Есть свидетельства, что здесь пропадали люди.
Близ деревни Жигановка, что в Княжпогостском районе, какое-то время проходили активные археологические раскопки. В XIV веке здесь было самозахоронение чуди – народа, который не захотел принять христианство. Язычники заживо похоронили себя вместе с домашним скарбом и домашними животными. Археологи изрыли это место так, что оно стало похоже на военный полигон. На буреломе разрослась малина, и местные жители любят ходить сюда за ягодами. По рассказам одной жительницы, место это проклято и ходить туда нельзя. Как-то она пошла туда за малиной и трижды набирала доверху ведро ягодами, но стоило ей отвернуться, как ведро, стоящее на ровной поверхности, оказывалось опрокинутым. На четвёртый раз она стала наблюдать, как это происходит, и просто онемела от ужаса. Земля подо дном ведра словно вздыбилась, оно накренилось, и ягоды высыпались на землю. Не помня себя, она кинулась прочь от этого проклятого места. По её словам, чудь, потревоженная археологами, не находит себе покоя и мстит всем, кто продолжает нарушать её покой.
В Усть-Куломском районе есть озеро под названием Сьод ты (в переводе Чёрное озеро). Оно похоже на огромный голубой глаз посреди торфяного болота и очень хорошо видно в хорошую погоду с противоположного высокого берега Вычегды. На первый взгляд кажется, что до него рукой подать. Но это мнение ошибочно. Кроме того, что путь до него по болоту весьма долог, подход к Чёрному озеру преграждают опасные топи. Смельчаки, пробравшиеся до него порыбачить, рассказывают, что, подойдя к берегу озера, ощущаешь чувство изнывающей тоски и пронизывающего холода. Вода в озере, подпитывающемся подземными водами, страшно холодная, а водная гладь сплошь чёрная, поскольку дно покрыто торфом. Караси, которые здесь водятся, тоже совсем чёрные. Те, кто рискнул в нем искупаться, больше таким желанием не горят: глубина и холодная чернота озера наводят ужас и панику, человек начинает тонуть.
Человеку не дано до конца проникнуть в тайны природы. Неизведанное всегда рождает страх. Однако, по словам старожилов, не следует бояться лесных духов, а тем более гневаться на них. Непреложное правило – заходить в лес с добрыми намерениями и заранее поблагодарить духов за то, что они вам преподнесут. Ведь даже наукой доказано, что отрицательная энергия всегда притягивает к себе подобную же. Как сказал Ницше: «Чем пристальнее вглядываешься в бездну, тем пристальнее бездна вглядывается в тебя».
Поскольку основными занятиями коми народа исстари были охота и собирательство, мифов и преданий о чудесах в парме сложено великое множество. Однако и наших земляков-современников, искушенных благами цивилизации и привыкших все необъяснимое истолковывать с точки зрения науки, многие необъяснимые явления ставят в тупик.
Многие сельские жители свято верят, что их усопшие родственники становятся ангелами-хранителями и оберегают их от опасностей в мире реальном. Как рассказала жительница сыктывкарского микрорайона Лесозавод Маргарита Кичигина, выбраться из лесной чащи, где она заблудилась, собирая грибы, помогла ей ни кто иная, как её ныне покойная мать. Когда она уже изнемогла от тщетных поисков дороги домой и уставшая села на пенёк, мысленно обратилась за помощью к своей родительнице. Спустя некоторое время вдалеке эхом послышалось: «Рита, иди домой!» Удивилась, насколько этот голос был похож на голос матери, и поспешила на зов. Голос не удалялся и не приближался, перестал слышаться только тогда, когда вышла на дорогу, где никого видно не было. Тут же на дороге появилась машина, и шофёр, подобравший женщину, сказал Маргарите, что в столь поздний час в лесу никого не заметил.
У коми охотников до сих пор весьма крепки обычаи, согласно которым, нельзя нарушать негласные правила уважения лесных духов. Путник, посетивший лесную избушку, должен сохранять в ней порядок, вести себя тихо, чтоб не потревожить лес, а отдохнув, обязательно оставить запас спичек, продуктов и горбушку хлеба для лесного духа, который эту избушку охраняет. Группе подростков из Усть-Куломского района этот обычай показался дедушкиной сказкой. Собравшись в поход в лес, они запаслись не только необходимыми продуктами, но и изрядным количеством спиртного. Добравшись до лесной избушки, подростки решили оторваться на всю катушку. Захмелев, стали крушить поленницу, заботливо сложенную лесниками возле домика, раскидали посуду, включили на всю громкость радиоприёмник, сотрясая лесную чащу криками и хохотом. Легли спать за полночь, даже не затушив кострища, а когда проснулись, с удивлением обнаружили, что поленница аккуратно сложена обратно, посуда на месте, костер, с еще не догоревшими поленьями, затушен. Словно кто-то порицал их за нерадивость.
Хулиганы решили тут же отправиться восвояси и быстро собрались домой, прихватив в качестве сувенира из лесной избушки вместе со своими вещами и закопченную ложку. Проплутав в лесу целые сутки, они, голодные и уставшие, обратно вернулись к той же избушке. Поскольку ни спичек, ни продуктов там не было, легли спать голодные, а всю оставшуюся ночь вокруг домика бродило нечто, тяжко и глубоко вздыхая. Вторая попытка добраться до дому также не увенчалась успехом, тропинка неизменно приводила их обратно к избушке, словно напоминая им об их грехе. И только на третий день они догадались положить ложку на место, а в подарок лесному духу оставили кружку лесной земляники. Даже не ориентируясь по компасу, они вышли на правильную дорогу, словно ноги сами привели их к дому.
Коми охотники верили, что лесные духи вселяются в души лесных зверей. Лесник Анатолий Кузнецов из села Большая Кужба Усть-Куломского района рассказал историю о том, как один раз, намереваясь завалить медведя, убил медведицу. Снял с неё шкуру, развесил её, а когда посмотрел со стороны на освежеванную тушу, на него словно ушат с ледяной водой опрокинули – на земле лежало тело голой женщины. И фигура, и анатомические детали были поразительно схожи. Ночью ему приснилась медведица, которая подошла к его дому и посмотрела на него с укором. Долгое время после этого ему совсем не везло в охоте, а охотиться на медведей он зарёкся навсегда. Сейчас, чувствуя, что рядом с ним в лесу бродит медведь, он громко с ним разговаривает и извиняется за прошлую ошибку. Может быть, прощение его было принято, один раз медведь проводил его от леса до самого дому и, переночевав возле его бани, ушёл обратно в лес.
Есть в лесных просторах Коми и места, в которых происходят аномальные явления. Как рассказал коми писатель Евгений Козлов, возле деревни Эжолты Усть-Вымского района есть место, где, по поверьям сельчан, кишмя кишат лешие. Житель этой деревни, как-то очутившись там, чертыхнулся и громко выругался. Что было дальше, ничего не помнит. Вернулся домой изможденный, в лохмотьях. Одежду словно изрезали острым ножом на лоскутья. По его словам, мужчину подняла в воздух какая-то невидимая сила и долго мотала по воздуху, задевая верхушки деревьев, а затем с размаху бросила оземь.
Как рассказал житель того же Усть-Вымского района Юрий Патов, есть близ деревни Коквицы странное место, куда уже не одно десятилетие не рискуют ходить даже старожилы. Близ Коквицкой горы в радиусе двух-трёх километров деревья словно прижаты к земле какой-то неведомой силой. Радиус очень четкий. Никаких исторических источников, которые бы рассказали о том, что в это место упал метеорит или прошел мощный ураган, нет. В этом месте редко пролетит комар или мошка, не растут грибы, не водится зверь и птица. Есть свидетельства, что здесь пропадали люди.
Близ деревни Жигановка, что в Княжпогостском районе, какое-то время проходили активные археологические раскопки. В XIV веке здесь было самозахоронение чуди – народа, который не захотел принять христианство. Язычники заживо похоронили себя вместе с домашним скарбом и домашними животными. Археологи изрыли это место так, что оно стало похоже на военный полигон. На буреломе разрослась малина, и местные жители любят ходить сюда за ягодами. По рассказам одной жительницы, место это проклято и ходить туда нельзя. Как-то она пошла туда за малиной и трижды набирала доверху ведро ягодами, но стоило ей отвернуться, как ведро, стоящее на ровной поверхности, оказывалось опрокинутым. На четвёртый раз она стала наблюдать, как это происходит, и просто онемела от ужаса. Земля подо дном ведра словно вздыбилась, оно накренилось, и ягоды высыпались на землю. Не помня себя, она кинулась прочь от этого проклятого места. По её словам, чудь, потревоженная археологами, не находит себе покоя и мстит всем, кто продолжает нарушать её покой.
В Усть-Куломском районе есть озеро под названием Сьод ты (в переводе Чёрное озеро). Оно похоже на огромный голубой глаз посреди торфяного болота и очень хорошо видно в хорошую погоду с противоположного высокого берега Вычегды. На первый взгляд кажется, что до него рукой подать. Но это мнение ошибочно. Кроме того, что путь до него по болоту весьма долог, подход к Чёрному озеру преграждают опасные топи. Смельчаки, пробравшиеся до него порыбачить, рассказывают, что, подойдя к берегу озера, ощущаешь чувство изнывающей тоски и пронизывающего холода. Вода в озере, подпитывающемся подземными водами, страшно холодная, а водная гладь сплошь чёрная, поскольку дно покрыто торфом. Караси, которые здесь водятся, тоже совсем чёрные. Те, кто рискнул в нем искупаться, больше таким желанием не горят: глубина и холодная чернота озера наводят ужас и панику, человек начинает тонуть.
Человеку не дано до конца проникнуть в тайны природы. Неизведанное всегда рождает страх. Однако, по словам старожилов, не следует бояться лесных духов, а тем более гневаться на них. Непреложное правило – заходить в лес с добрыми намерениями и заранее поблагодарить духов за то, что они вам преподнесут. Ведь даже наукой доказано, что отрицательная энергия всегда притягивает к себе подобную же. Как сказал Ницше: «Чем пристальнее вглядываешься в бездну, тем пристальнее бездна вглядывается в тебя».
Комментариев нет:
Отправить комментарий