Моря и океаны всегда были местом, скрывающим немало неразгаданных тайн. Морская история знакома с печальной статистикой: каждый год в пучинах вод исчезает от пяти до десяти крупных кораблей, причем не оставляя и следа для поисков. Число пропавших кораблей с каждым годом неуклонно растет. Почему это происходит, ответить никто не может. Море скрывает опасности, которые нам, по-видимому, пока не суждено постичь.
За многовековую историю борьбы человека с морем произошло немало событий, загадочность которых до сих пор волнует воображение.
Многие корабли, покинувшие порт, не вернулись к родным берегам. Морские исследователи пытались выяснить тайну их исчезновения, однако за редким исключением этот труд оказывался напрасным.
В XVI, XVII и XVIII веках бывалые моряки толковали частые кораблекрушения не иначе как с позиций легенды о "Летучем Голландце". В основе ее лежит история голландского капитана, который жил в XVII веке. Он был настоящим авантюристом со всеми известными пороками: пьянством, распутничеством, сквернословием и богохульством. Много раз он пытался обогнуть мыс Доброй Надежды, но безуспешно.
Капитан поклялся богохульной клятвой, что преодолеет проклятый мыс, даже если эта борьба будет длиться до дня Страшного суда. Но как только он, обращаясь к бушующему морю, прокричал эту клятву, корабль опрокинулся и затонул. За богохульство капитан и команда были прокляты на все времена и осуждены к вечному скитанию по морям и океанам.
Название "Летучий Голландец" он получил потому, что в штиль мчался под полными парусами. В безветренную погоду моряки видели "Голландца" так близко, что могли различить на его палубе нескольких заросших седыми бородами людей. Другие, наоборот, встречали его во время шторма. Существовал ли на самом деле этот страшный призрак моря? Вполне солидные и заслуживающие доверия мореплаватели, даже целые экипажи, клялись, что действительно видели его.
Появление "Летучего Голландца" можно объяснить так: или это мираж, или действительно один из так называемых "кораблей-призраков", покинутых командой и годами блуждающих по океанам. Легенды рассказывают, что однажды некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн.
Дело было поздней осенью, когда в этих местах дули самые злые ветры. Голландец зарифливал паруса, менял галсы, но ветер, дувший в лоб, неизменно отбрасывал его назад. Он был лихим и опытным моряком, однако величайшим грешником, к тому же упрямым, как морской черт. По этим приметам некоторые признают в нем капитана Ван-Страатена из Дельфта, другие - его земляка капитана Ван дер Декена. Оба жили около трехсот лет назад, любили заглянуть на дно бутылки, а уж как кощунствовали...
Так вот, этот капитан Ван-Страатен, а может, Ван дер Декен совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Он весь затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре такую чудовищную божбу, что тучи, не вытерпев, сплюнули в ответ дождем.
Голландец, мокрый от макушки до пят, потерял треугольную шляпу, однако не унялся. Костями своей матери он поклялся хоть до Страшного суда огибать мыс Горн, пока наперекор буре не обогнет его.
И что же? Голландец был тут же пойман на слове. Бог осудил его до скончания века скитаться по морям и океанам, никогда не приставая к берегу. А если он все-таки пытался войти в гавань, то что-то сразу же выталкивало его оттуда, как плохо пригнанный клин из пробоины.
Ночью огни святого Эльма дрожат на топах его мачт, днем лучи солнца просвечивают между ребрами шпангоутов. Корабль, совсем дырявый от старости, давно бы затонул, но неизвестная сила удерживает его на поверхности. И паруса его всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли лежат в дрейфе.
Встреча с "Летучим Голландцем" неизменно предвещает кораблекрушение. Он может попасться на пути кораблей и в шторм, и в штиль, показаться под утро из тумана, появиться далеко на горизонте либо выскочить рядом, как выскакивает из воды поплавок от удочки. Иной раз он появляется даже в солнечный день. И это, говорят, страшнее всего.
Прямо по курсу замечают слабое радужное мерцание, как бы световой смерч. Он быстро приближается, уплотняется. Становится видно: это призрачный корабль, который в брызгах пены переваливается с волны на волну. На расстоянии окрика он виден весь от топа мачт до ватерлинии. Старинная конструкция XVII века, по бортам облупившиеся деревянные украшения. А на гафеле болтается флаг, изорванный до того, что невозможно определить его национальную принадлежность.
С моря сразу начинает тянуть холодом, словно айсберг поднялся из пучины вод. Компас начинает бешено вращаться в разные стороны, корабль меняет курс сам по себе. Но его не сносит течением, и в этом районе нет магнитных аномалий, а ветер спокойный, ровный.
Это призрак, пристроившись впереди, повел следом за собой. Румб за румбом уводит он корабль от рекомендованного курса. Все быстрее сокращается расстояние между кораблями. Можно уже различить лица людей, стоящих на реях и вантах призрачного корабля. Но это не лица - черепа! Они скалятся из-под своих цветных головных повязок и сдвинутых набекрень маленьких треуголок. А на шканцах взад и вперед, как обезьяна в клетке, прыгает краснолицый капитан, одетый в просторный коричневый кафтан с кортиком на поясе. Шляпы на голове нет, седые космы волос стоят над лысиной торчком. Зычный голос разносится далеко над морем.
Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб. Ошибиться невозможно! От черта разит серой, от "Летучего Голландца" тянет холодом, как из склепа. Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы:
- Эй, на судне! В какой порт следуете?
Шкипер отвечает, еле ворочая языком, уже готовясь к смерти. Но его лишь просят принять и передать корреспонденцию. Отказать нельзя: закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же угловатый силуэт отстает и пропадает во мгле.
По прибытии в порт письма вытаскивают из мешка, сортируют и, желая поскорее сбыть с рук, рассылают в разные города. Они приходят с большим опозданием и не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего сварливого капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян. Но письма приходят и приходят...
В Коралловом море, в 300 милях к северо-востоку от Австралии, было обнаружено полузатопленное грузовое судно "Джайта". Экипаж в составе 25 человек бесследно исчез, хотя все спасательные средства были на месте. Предполагали, что экипаж "Джайты" пересел на проходившее мимо судно. Однако это не подтвердилось.
На рейде порта Корк на южном побережье Ирландии появилось большое судно. Под всеми парусами оно попало на отмель и остановилось. Парусник был цел и невредим, но... без экипажа. Все на борту говорило о том, что судно совершило дальнее плавание. Трюмы были загружены ценными породами красного дерева. Груз, вероятно, был принят во Флориде. Тщательный осмотр помещений ничего не дал. Таинственный корабль взяли на буксир и поставили у причала. Долго наводили справки, разыскивали хозяина. Поиски оказались тщетными. Судовладелец не объявился.
С большим парусным кораблем "Морская птица" связана удивительная история. Ранним утром 1850 года судно появилось у побережья американского штата Род-Айленда близ города Ньюпорт. Люди, собравшиеся на берегу, видели, что корабль под парусами идет к рифам. С берега прозвучало несколько предупредительных выстрелов, но судно продолжало идти вперед. Люди замерли в ожидании катастрофы. Но произошло неожиданное: когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и перенесла его на сушу. При этом судно не получило никаких повреждений.
Жители ближайших поселков, добравшиеся до корабля, были поражены: на судне не было ни одной живой души. Только маленький пес приветствовал гостей веселым лаем. В камбузе они увидели на плите кипящий чайник, в кубрике еще стоял табачный дым. Из судового журнала стало известно, что парусник, груженный кофе, шел из Гондураса в Ньюпорт. Командовал судном капитан Джон Дарем. Все его вещи в полной сохранности находились в каюте. Рыбаки, вернувшиеся в тот день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море, и капитан Дарем приветствовал их. Парусник разгрузили, пытаясь стянуть его с прибрежной косы. Но ничего не вышло: корабль постепенно зарывался в песок. Казалось, что "Морская птица" нашла здесь свою вечную стоянку.
Но однажды ночью разразился шторм. Атлантика обрушила огромные волны на берег. Когда океан успокоился, пришедшие к месту катастрофы не обнаружили ни судна, ни его обломков. Оно исчезло так же таинственно, как раньше пропал его экипаж.
При осмотре покинутых экипажами судов складывалось впечатление, что люди оставляли их внезапно, словно охваченные помешательством.
Есть версия, что виноваты в этом инфразвуковые колебания. Еще в 30-е годы академик В. В. Шулейкин доказал, что инфразвук излучается штормовыми волнами. Он исследовал его, используя в качестве резонатора резиновый шар, заполненный водородом. Необычный звук он назвал голосом моря. Распространяясь со скоростью 1200 км/ч, инфразвуковая волна опережает перемещение породившего ее шторма, т. е. появляется возможное предсказание штормов.
После Второй мировой войны был исследован физиологический эффект воздействия инфразвука на человека и животных. Инфразвуковые колебания большой интенсивности частотой 7 Гц, как показали опыты французского медика профессора Гавро, могут быть смертельными для человека. Почему?
В статье "Безмолвные корабли", опубликованной в "Морском сборнике" N 6 за 1974 год, В. Псаломщиков и Степанюк пишут: "В любом организме существуют собственные колебательные движения низкой частоты, например в кровообращении. Если период инфразвука обратен по фазе, то при его достаточной интенсивности кровообращение тормозится и сердце останавливается".
Вот вывод, который сделали французские исследователи: "...итак, инфразвуки вредны во всех случаях: слабые действуют на внутреннее ухо, воспроизводя всю картину морской болезни, сильные заставляют органы вибрировать, вызывая их повреждение и даже остановку сердца. При колебаниях средней мощности наблюдается внутреннее расстройство органов пищеварения и мозга с самыми различными последствиями (обмороками, общей слабостью и т. д.). Инфразвук средней силы может вызвать слепоту".
Кроме того, замечено, что инфразвуковые колебания меньшей интенсивности, воздействуя на человека, могут вызывать мозговые расстройства, появление беспричинного страха.
Используя результаты медико-биологических исследований, можно объяснить появление кораблей-призраков и исчезновение экипажей воздействием инфразвука, даже не самого интенсивного. Воспринимая инфразвуковые колебания, люди испытывают сначала беспокойство, затем беспричинный страх и, наконец, ужас. При этом они ощущают нестерпимую боль. Люди в припадке безумия прыгают за борт и гибнут.
Возможно, это и объяснение, но мистика продолжается. В 1935 году неподалеку от Бермуд бороздило море судно-призрак "Ла-Дахам". Яхта со сломанными мачтами и разбитыми световыми люками была покинута экипажем, какой и застал ее подошедший "Ацтек". На судне оставался запас продовольствия и воды, обе спасательные шлюпки были целы.
Взяв судовой журнал, экипаж "Ацтека" продолжил путь в Англию, где и поведал об увиденном. Каково же было изумление членов команды, когда они узнали, что за несколько дней до их встречи с "Ла-Дахамой" экипаж итальянского лайнера "Рекс" спас команду яхты, которая на глазах у всех погрузилась в морскую пучину.
Тогда же в Мексиканском заливе, в 200 милях от Мобила, была обнаружена шхуна "Глория Колита" с острова Сент-Винсент (британская Вест-Индия), оставленная экипажем при загадочных обстоятельствах. Явных причин для бегства экипажа не было.
За многовековую историю борьбы человека с морем произошло немало событий, загадочность которых до сих пор волнует воображение.
Многие корабли, покинувшие порт, не вернулись к родным берегам. Морские исследователи пытались выяснить тайну их исчезновения, однако за редким исключением этот труд оказывался напрасным.
В XVI, XVII и XVIII веках бывалые моряки толковали частые кораблекрушения не иначе как с позиций легенды о "Летучем Голландце". В основе ее лежит история голландского капитана, который жил в XVII веке. Он был настоящим авантюристом со всеми известными пороками: пьянством, распутничеством, сквернословием и богохульством. Много раз он пытался обогнуть мыс Доброй Надежды, но безуспешно.
Капитан поклялся богохульной клятвой, что преодолеет проклятый мыс, даже если эта борьба будет длиться до дня Страшного суда. Но как только он, обращаясь к бушующему морю, прокричал эту клятву, корабль опрокинулся и затонул. За богохульство капитан и команда были прокляты на все времена и осуждены к вечному скитанию по морям и океанам.
Появление "Летучего Голландца" можно объяснить так: или это мираж, или действительно один из так называемых "кораблей-призраков", покинутых командой и годами блуждающих по океанам. Легенды рассказывают, что однажды некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн.
Дело было поздней осенью, когда в этих местах дули самые злые ветры. Голландец зарифливал паруса, менял галсы, но ветер, дувший в лоб, неизменно отбрасывал его назад. Он был лихим и опытным моряком, однако величайшим грешником, к тому же упрямым, как морской черт. По этим приметам некоторые признают в нем капитана Ван-Страатена из Дельфта, другие - его земляка капитана Ван дер Декена. Оба жили около трехсот лет назад, любили заглянуть на дно бутылки, а уж как кощунствовали...
Так вот, этот капитан Ван-Страатен, а может, Ван дер Декен совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Он весь затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре такую чудовищную божбу, что тучи, не вытерпев, сплюнули в ответ дождем.
Голландец, мокрый от макушки до пят, потерял треугольную шляпу, однако не унялся. Костями своей матери он поклялся хоть до Страшного суда огибать мыс Горн, пока наперекор буре не обогнет его.
И что же? Голландец был тут же пойман на слове. Бог осудил его до скончания века скитаться по морям и океанам, никогда не приставая к берегу. А если он все-таки пытался войти в гавань, то что-то сразу же выталкивало его оттуда, как плохо пригнанный клин из пробоины.
Ночью огни святого Эльма дрожат на топах его мачт, днем лучи солнца просвечивают между ребрами шпангоутов. Корабль, совсем дырявый от старости, давно бы затонул, но неизвестная сила удерживает его на поверхности. И паруса его всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли лежат в дрейфе.
Встреча с "Летучим Голландцем" неизменно предвещает кораблекрушение. Он может попасться на пути кораблей и в шторм, и в штиль, показаться под утро из тумана, появиться далеко на горизонте либо выскочить рядом, как выскакивает из воды поплавок от удочки. Иной раз он появляется даже в солнечный день. И это, говорят, страшнее всего.
Прямо по курсу замечают слабое радужное мерцание, как бы световой смерч. Он быстро приближается, уплотняется. Становится видно: это призрачный корабль, который в брызгах пены переваливается с волны на волну. На расстоянии окрика он виден весь от топа мачт до ватерлинии. Старинная конструкция XVII века, по бортам облупившиеся деревянные украшения. А на гафеле болтается флаг, изорванный до того, что невозможно определить его национальную принадлежность.
С моря сразу начинает тянуть холодом, словно айсберг поднялся из пучины вод. Компас начинает бешено вращаться в разные стороны, корабль меняет курс сам по себе. Но его не сносит течением, и в этом районе нет магнитных аномалий, а ветер спокойный, ровный.
Это призрак, пристроившись впереди, повел следом за собой. Румб за румбом уводит он корабль от рекомендованного курса. Все быстрее сокращается расстояние между кораблями. Можно уже различить лица людей, стоящих на реях и вантах призрачного корабля. Но это не лица - черепа! Они скалятся из-под своих цветных головных повязок и сдвинутых набекрень маленьких треуголок. А на шканцах взад и вперед, как обезьяна в клетке, прыгает краснолицый капитан, одетый в просторный коричневый кафтан с кортиком на поясе. Шляпы на голове нет, седые космы волос стоят над лысиной торчком. Зычный голос разносится далеко над морем.
Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб. Ошибиться невозможно! От черта разит серой, от "Летучего Голландца" тянет холодом, как из склепа. Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы:
- Эй, на судне! В какой порт следуете?
Шкипер отвечает, еле ворочая языком, уже готовясь к смерти. Но его лишь просят принять и передать корреспонденцию. Отказать нельзя: закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же угловатый силуэт отстает и пропадает во мгле.
По прибытии в порт письма вытаскивают из мешка, сортируют и, желая поскорее сбыть с рук, рассылают в разные города. Они приходят с большим опозданием и не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего сварливого капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян. Но письма приходят и приходят...
В Коралловом море, в 300 милях к северо-востоку от Австралии, было обнаружено полузатопленное грузовое судно "Джайта". Экипаж в составе 25 человек бесследно исчез, хотя все спасательные средства были на месте. Предполагали, что экипаж "Джайты" пересел на проходившее мимо судно. Однако это не подтвердилось.
На рейде порта Корк на южном побережье Ирландии появилось большое судно. Под всеми парусами оно попало на отмель и остановилось. Парусник был цел и невредим, но... без экипажа. Все на борту говорило о том, что судно совершило дальнее плавание. Трюмы были загружены ценными породами красного дерева. Груз, вероятно, был принят во Флориде. Тщательный осмотр помещений ничего не дал. Таинственный корабль взяли на буксир и поставили у причала. Долго наводили справки, разыскивали хозяина. Поиски оказались тщетными. Судовладелец не объявился.
С большим парусным кораблем "Морская птица" связана удивительная история. Ранним утром 1850 года судно появилось у побережья американского штата Род-Айленда близ города Ньюпорт. Люди, собравшиеся на берегу, видели, что корабль под парусами идет к рифам. С берега прозвучало несколько предупредительных выстрелов, но судно продолжало идти вперед. Люди замерли в ожидании катастрофы. Но произошло неожиданное: когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и перенесла его на сушу. При этом судно не получило никаких повреждений.
Жители ближайших поселков, добравшиеся до корабля, были поражены: на судне не было ни одной живой души. Только маленький пес приветствовал гостей веселым лаем. В камбузе они увидели на плите кипящий чайник, в кубрике еще стоял табачный дым. Из судового журнала стало известно, что парусник, груженный кофе, шел из Гондураса в Ньюпорт. Командовал судном капитан Джон Дарем. Все его вещи в полной сохранности находились в каюте. Рыбаки, вернувшиеся в тот день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море, и капитан Дарем приветствовал их. Парусник разгрузили, пытаясь стянуть его с прибрежной косы. Но ничего не вышло: корабль постепенно зарывался в песок. Казалось, что "Морская птица" нашла здесь свою вечную стоянку.
Но однажды ночью разразился шторм. Атлантика обрушила огромные волны на берег. Когда океан успокоился, пришедшие к месту катастрофы не обнаружили ни судна, ни его обломков. Оно исчезло так же таинственно, как раньше пропал его экипаж.
При осмотре покинутых экипажами судов складывалось впечатление, что люди оставляли их внезапно, словно охваченные помешательством.
Есть версия, что виноваты в этом инфразвуковые колебания. Еще в 30-е годы академик В. В. Шулейкин доказал, что инфразвук излучается штормовыми волнами. Он исследовал его, используя в качестве резонатора резиновый шар, заполненный водородом. Необычный звук он назвал голосом моря. Распространяясь со скоростью 1200 км/ч, инфразвуковая волна опережает перемещение породившего ее шторма, т. е. появляется возможное предсказание штормов.
После Второй мировой войны был исследован физиологический эффект воздействия инфразвука на человека и животных. Инфразвуковые колебания большой интенсивности частотой 7 Гц, как показали опыты французского медика профессора Гавро, могут быть смертельными для человека. Почему?
В статье "Безмолвные корабли", опубликованной в "Морском сборнике" N 6 за 1974 год, В. Псаломщиков и Степанюк пишут: "В любом организме существуют собственные колебательные движения низкой частоты, например в кровообращении. Если период инфразвука обратен по фазе, то при его достаточной интенсивности кровообращение тормозится и сердце останавливается".
Вот вывод, который сделали французские исследователи: "...итак, инфразвуки вредны во всех случаях: слабые действуют на внутреннее ухо, воспроизводя всю картину морской болезни, сильные заставляют органы вибрировать, вызывая их повреждение и даже остановку сердца. При колебаниях средней мощности наблюдается внутреннее расстройство органов пищеварения и мозга с самыми различными последствиями (обмороками, общей слабостью и т. д.). Инфразвук средней силы может вызвать слепоту".
Кроме того, замечено, что инфразвуковые колебания меньшей интенсивности, воздействуя на человека, могут вызывать мозговые расстройства, появление беспричинного страха.
Используя результаты медико-биологических исследований, можно объяснить появление кораблей-призраков и исчезновение экипажей воздействием инфразвука, даже не самого интенсивного. Воспринимая инфразвуковые колебания, люди испытывают сначала беспокойство, затем беспричинный страх и, наконец, ужас. При этом они ощущают нестерпимую боль. Люди в припадке безумия прыгают за борт и гибнут.
Возможно, это и объяснение, но мистика продолжается. В 1935 году неподалеку от Бермуд бороздило море судно-призрак "Ла-Дахам". Яхта со сломанными мачтами и разбитыми световыми люками была покинута экипажем, какой и застал ее подошедший "Ацтек". На судне оставался запас продовольствия и воды, обе спасательные шлюпки были целы.
Взяв судовой журнал, экипаж "Ацтека" продолжил путь в Англию, где и поведал об увиденном. Каково же было изумление членов команды, когда они узнали, что за несколько дней до их встречи с "Ла-Дахамой" экипаж итальянского лайнера "Рекс" спас команду яхты, которая на глазах у всех погрузилась в морскую пучину.
Тогда же в Мексиканском заливе, в 200 милях от Мобила, была обнаружена шхуна "Глория Колита" с острова Сент-Винсент (британская Вест-Индия), оставленная экипажем при загадочных обстоятельствах. Явных причин для бегства экипажа не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий