четверг, 10 января 2013 г.

Русский парк в Западном Голливуде

Элеонора Мандалян
В Большом Лос-Анджелесе появилось еще одно, правда немногочисленное, движение, которое, по аналогии с “Захвати Уолл Стрит”, называет себя “Защити Пламмер Парк”. Жители Западного Голливуда, прилагая все усилия к тому, чтобы не допустить закрытия их любимого места отдыха и встреч – 5-акрового клочка зеленой природы посреди города – уже трижды вышли на демонстрации с плакатами на рус-ском и английском языках, проходя по бульвару Санта-Моника или собираясь перед входом в парк. В акциях протеста участвуют люди разных возрастов и профессий.

Причем речь идет не о закрытии парка, не об использовании его территории под что-то иное, а всего лишь о его реконструкции, рассчитанной на два года. Но людям, привыкшим к своему парку, и этот срок кажется вечностью, они уже похоже и жить без него не могут. Особенно пожилые, пенсионеры.
Я не сказала главного – парк этот давно и основательно облюбован нашими соотечественниками. Ведь в Западном Голливуде, как и в Глендейле, проживают две огромные общины – евреев и армян, в основном выходцев из бывшего Советского Союза.
За прошедшие годы, пишет ЛА Таймс, русскоговорящая община Западного Голливуда, которая в 2000 году составила почти 14% населения, разрослась и превратилась в процветающий анклав со всевозможными бизнесами, заявляющими о себе вывесками на русском или армянском языках. И поскольку в Пламмер парке большинство его завсегдатаев тоже говорит по-русски, американцы Западного Голливуда иначе его не называют, как “Русский парк”. Для самих же “русских” это просто “Наш парк”.
Утром и днем здесь прогуливаются мамаши (или няни) с детьми, молодые парочки. А к вечеру, когда спадает дневная жара, подтягиваются пенсионеры. Они ходят в парк, как на работу, ежедневно. Собираются хорошо знающими друг друга группами, играют в домино, шахматы, нарды, обсуждают политические проблемы, жалуются на болячки и просто общаются, в основном в мужской компании, смачно перемежая речь ядреными словцами.
Помимо предзакатных посиделок, стало доброй традицией проводить в парке разного рода культурные и общественные мероприятия – концерты, собрания. Для этого в Пламмер парке есть свой Культурный центр – Fiesta Hall. А еще здесь отмечается День Победы...
Тут я должна сделать отступление и рассказать о том, что в Западном Голливуде находится Лос-Анджелесская Ассоциация ветеранов Второй мировой войны, очень, надо отметить, активная. Она-то и устраивает ежегодно мини-демонстрации в День Победы.
- Когда нам было чуть-чуть меньше лет и когда у нас было больше энтузиазма, - говорит один из старейшин Ассоциации, Евсей Эпштейн, - мы, ветераны, парадами проходили по главным магистралям города Лос-Анджелеса и Лонг-Бич. По обе стороны улицы стояли американские граждане, аплодисментами приветствуя наше шествие...
- Сейчас, когда нам чуть-чуть больше лет, когда мы чуть-чуть больше болеем, и когда нам чуть-чуть тяжелее ходить, - вторит ему другой ветеран, Ефим Столярский, - мы все равно пытаемся пройти несколько метров уже только по Пламмер-парку – к нашему обелиску...
Вот мы и подошли к главному. Обелиск! Дело в том, что именно здесь, в Пламмер Парке, был установлен – впервые в США – “Памятник советским воинам”, участникам Великой Отечественной Войны, что сразу сделало парк знаменитым и исключительным. Торжественная церемония открытия памятника состоялась накануне 60-й годовщины Дня Победы, 8 мая 2005 года. И произошло это событие отнюдь не стихийно и не случайно.
Ветераны добивались права на установление памятника долгие 8 лет. Специально избранная Комиссия объявила конкурс на лучший проект. Из 12 предложенных вариантов предпочтение было отдано проекту 74-летнего скульптора с Украины эмигранта Михаила Нарузецкого.
Примечательно, что деньги на сооружение памятника – около 100 тысяч, собрали не наши эмигранты, а сама мэрия – от Западного Голливуда и графства Лос-Анджелес, а также – за счет частных пожертвований различных компаний. Гранитная глыба была доставлена из Индии, а ее обработку и установку взяло на себя кладбище голливудских звезд Forever, имеющее соответствующие мастерские.
На 7-тонной гранитной стелле неправильной треугольной формы высечены барельефом летящие журавли и четыре строчки из стихотворения Расула Гамзатова, которые знает наизусть любой из нас – на русском и английском языках.
Каждый год 9 мая, в этот незабываемый для наших соотечественников день, в Пламмер Парк съезжаются со всего Лос-Анджелеса и из соседних городов наши ветераны-эмигранты. Они одеваются, как привыкли у себя на Родине, в парадные военные формы, со всеми советскими боевыми наградами на груди, и торжественным маршем проходят по парку. Увы, ветеранов становится все меньше, только в прошлом году Западный Голливуд потерял 30 человек.
Ну и как со всем этим расстаться на долгие два года? Вот и решили старички (и не только) объединиться и заявить во всеуслышание о своем категорическом несогласии.
Городские власти поначалу недоумевали. Меньше всего они рассчитывали встретить противодействие в ответ на свои благие намерения. Старый парк, его теннисные корты и баскетбольные площадки, зоны для пикника и другие места развлечений и отдыха нуждаются в обновлении, говорят они. К тому же мэрия не собирается закрывать весь парк. Это будет делаться по частям, оставляя людям места для прогулок.
Но дело еще и в том, что у идеи есть второе дно – в прямом и переносном смысле. Горсовет задумал соорудить под парком обширную подземную стоянку для машин, ассигновав на весь проект весьма внушительную сумму в 41 миллион долларов.
Завсегдатаи парка и Совет ветеранов, узнав подробности, пришли в ужас. Это значит, что под ковш бульдозера, восклицают они, попадет их Fiesta Hall и возможно гранитный обелиск, а на их месте будет вырыт котлован под подземный паркинг.
Четверть огромных, старых деревьев, придающих очарование старому парку и защиту от солнца его посетителям, во время реконструкции должны быть уничтожены. Власти обещают, что по завершении работ деревьев станет даже больше, чем было. Но все понимают, что это будут молоденькие саженцы, которым понадобятся годы и годы, чтобы превратиться в полноценных тенистых красавцев.
Не ограничившись демонстрациями протеста, наши соотечественники составили петицию в Городской Совет, под которой уже подписалось больше 1000 человек, с требованием остановить проект по реконструкции парка.
Мэр Западного Голливуда Джон Дуран был поражен возникшим в его городе новым “движением”, и тем, с какой горячностью и неприклонностью люди отстаивают кусочек зелени в своем районе. За свою долгую службу в Городском совете, говорит он, ему впервые приходится сталкиваться с таким рьяным противодействием планам города со стороны мирных горожан. Мэр пообещал пересмотреть свои планы и принять решение, какие изменения можно будет внести, чтобы успокоить озабоченность горожан.
Защитники парка, можно считать, своего добились. Несмотря на то, что запущенный проект относится к числу дорогих, требования и пожелания жителей города будут учтены. Дабы не травмировать их чувства и не лишать, даже временно, любимого места отдыха, начатые работы по реконструкции старого парка будут приостановлены.

1 комментарий:

  1. надо было наводить порядок в своей стране, где родился, а вы пытаетесь в чужой, в которой вы всегда считаетесь чужими

    ОтветитьУдалить