воскресенье, 29 июля 2012 г.

Тайны египетских пирамид: пояс Ориона


Пирамиды древнего Египта, последнее, из оставшихся семи чудес Древнего мира. Но наиболее интересные из них расположены на плато Гиза, наибольшая из которых - носит имя фараона Хеопса. Пирамиды возводились как усыпальницы для фараонов, правителей Древнего Египта. Египтяне считали, что, благодаря им, душа фараона поднимаясь к небу, достигает вечной жизни, поэтому существует тесная связь между пирамидами и звездным небом.



Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов, украшающие стены гробниц. Наиболее значительны среди них "Тексты пирамид" древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VT династий Древнего царства (2623 вв. до н.э.).
В "Текстах пирамид" встречаются указания на то, что посмертная жизнь царя связана со звездами, чаще всего при этом упоминаются звезды приполярной области, а также Солдей (погречески Сотис Сириус) и Орион.
Живой фараон, согласно древнейшим мифам, являлся перевоплощенным Гором, божественным предшественником царской власти в Египте, сыном Осириса и Исиды. После смерти же он отправлялся на небо, и сам становился Осирисом. Ведь культ этого божества в Египте на протяжении многих веков был тесно связан с животворными силами Природы, умирающей и возрождающейся вновь. В заупокойных текстах перед именем умершего царя обязательно ставилось имя его небесного воплощения "Осирис".
Стать Осирисом для фараона означало превратиться в звезды, причем не просто в звезды, а только в определенную звезду созвездия Ориона. Таким образом, главной частью погребального ритуала было превращение усопшего фараона в Осириса, точнее в его астральную форму Саху, как называли созвездие Ориона.
В центре заупокойных верований египтян лежит миф о том, что умерший Осирис был возвращен к жизни магическими действиями, совершенными над ним Исидой его сестрой и женой. На важность этого мифа для понимания всего погребального ритуала указывала египтолог Джин Селлерс: "Заклинания, содержащиеся в "Текстах пирамид", были направлены на совершение перерождения умершего фараона в Бога Осириса-Ориона. Появление созвездия Ориона в южном небе из невидимой зоны было знаком того, что трансформация "живой души" фараона в Осириса состоялась. Таким образом, новый Осирис, при должной заботе об этом его наследников, сливался с душой первоначального божества". "Тексты" являлись своего рода "страховым полисом", магическими словами, призванными помочь душе подняться к созвездию Осириса-Ориона, чтобы стать вечно возрождающимся звездным божеством.
Магическим ритуалам, направленным на звездное перевоплощение души фараона, должна была подчиняться и архитектура погребального сооружения.
Исследования показали, что северная шахта пирамиды Хеопса, поднимающаяся под углом в 31° к горизонту, была почти точно ориентирована на Альфу Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира. Направление же южной шахты под наклоном 44,5° указывает на три звезды Пояса Ориона Ал-Нитак (Дзета Ориона), Ал-Нилам (Эпсилон Ориона), Минтака (Дельта Ориона).
Р. Бьювел, астроном-любитель из Бельгии обратил внимание на то, что и топография пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе напоминает положение этих трех звезд в созвездии Ориона. Ал-Нитак и Ал-Нилам располагаются на прямой, образующей угол 45° с осевой линией полосы Млечного Пути, а третья звезда, Минтака, слегка смещена от этой прямой к востоку. Точно так же пирамиды Хеопса и Хефрена расположены на прямой, образующей угол 45° градусов с осью долины Нила, а пирамида Микерина соответственно смещена к востоку. Что это, как ни воплощенная в архитектуре карта части звездного неба!
Проклятие Фараона
"Смерть быстрыми шагами настигнет того, кто нарушит покой фараона", так звучит один из многих вариантов надписи, якобы найденной в гробнице Тутанхамона.
Миф о "проклятии мумии" или "проклятии царя Тутанхамона" возник в 1922 г., после скоропостижной смерти посетившего новооткрытую гробницу британского спонсора египетских археологов лорда Карнарвона. Его кончина и последовавшие за ней смерти нескольких участников раскопок вызвали море слухов о страшной мести потусторонних сил, которая настигла "осквернителей" могилы египетского царя.
Эти трагические события и в наши дни привлекают внимание исследователей. Американские ученые установили, что "Проклятие Тутанхамона" было вызвано патогенными бактериями, "обитавшими" в гробнице. "Погребальная камера это не только мумия и масса драгоценных предметов, утверждает Дженнифер Вегнер, египтолог, сотрудник Университета Пенсильвании, обычно в гробницу клали разнообразную ритуальную пищу овощи, мясо, фрукты, которая могла понадобиться фараону на его долгом пути в царство мертвых, Дуат. Таким образом, сырые продукты тысячелетиями хранились в закрытых помещениях, наполняя их ядами и различными патогенными бактериями". Последние лабораторные исследования показали, что и сами мумии содержали потенциально опасные для человека бактерии Aspergillus niger и Aspergillus flavus, способные вызывать сильнейшие аллергические реакции и даже стать причиной смерти человека с ослабленной иммунной системой. На стенах гробниц ученые обнаружили стафилококк, а внутри запечатанных саркофагов газы аммиак, формальдегид и сульфат водорода, высокие концентрации которых вызывают симптомы, сходные с пневмонией.
Но в какой степени токсины из гробницы Тутанхамона могли повлиять на состояние здоровья лорда Карнарвона? Известно, что перед приездом на раскопки в Долину царей он перенес тяжелую болезнь. Эксперты-биологи считают, что ее последствия и пребывание в погребальной камере фараона могли привести к столь печальному концу. Есть и другое мнение. Профессор Вольф, эпидемиолог из Университета в Маноа (Гавайи) считает, что санитарные условия того времени в целом, а на раскопках в Египте в особенности, "делали более безопасным пребывание в гробнице, чем вне ее".
Что же касается "Проклятия", то еще сам Говард Картер отмечал, что "в египетском погребальном ритуале вообще не существует подобного рода проклятий, он требует лишь высказывать усопшим благоговение и уважение. А эти формулы призваны "отпугнуть" врага Осириса (умершего), в каком бы обличье этот враг ни появился".
Портрет царя
"Мумия была и прекрасна, и ужасна. В свое время ее с бессмысленной щедростью обмазали маслами и благовониями, а теперь все это склеилось, образовав черную, затвердевшую массу, на фоне которой резко выделялась блестевшая истинно поцарски золотая маска. Ирония судьбы заключалась в том, что те мумии, которые побывали в руках грабителей, сохранились лучше, чем эта, нетронутая" так писал открывший гробницу Тутанхамона Говард Картер. Мумия Тутанхамона принесла ученым разочарование пожалуй, единственное разочарование, которое им пришлось здесь пережить.
Так бывает в истории: заурядный фараон конца XVIII династии (унаследовал власть в 1352 г до н. э.), имевший весьма скромное значение в древности, обрел всемирную славу через три тысячи лет после своей смерти. Имя его предшественника, выдающегося реформатора, фараона-еретика Эхнатона знают лишь специалисты. Имя Тутанхамона известно всем. Открытие его гробницы поразило воображение людей и положило начало эпохе повсеместного интереса к археологии. Выставки сокровищ Тутанхамона объехали весь мир.
Недавно, в рамках очередного подобного мероприятия, учеными при помощи компьютерного сканирования был воссоздан образ молодого царя. В проекте участвовали три независимые группы антропологов американская, французская и египетская. Основная работа была проделана французскими судебно-медицинскими экспертами, у которых накоплен огромный опыт в этой области. Ими использовались методики, применяемые для воссоздания внешности жертв насильственной смерти. Было сделано 1700 снимков и промеров мумии от макушки до пальцев ног. В результате был получен портрет юноши 1819 лет так называемого кавказского антропологического типа, к которому принадлежит значительная часть населения Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Индии. Ученые подобрали наиболее типичный цвет глаз и волос, оттенок кожи древнеегипетского юноши.
Примечательно, что еще антрополог Дуглас Дерри, исследовавший мумию молодого царя непосредственно во время раскопок Картера, отмечал: "Золотая маска изображает фараона милым и благородным юношей. Тот, кому посчастливилось увидеть лицо мумии, может подтвердить, насколько точно и верно передал искусный художник времен XVIII династии черты усопшего фараона, оставив в нетленном металле великолепный портрет юного правителя".

Источник: http://cosmosfera.ru/

1 комментарий: