воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Легенды о Санта-Клаусе

Святой Николай
В 288 году, нашей эры, в городе Патаре на территории современной Турции жил проповедник по имени Николай. Он родился в очень религиозной семье и с малых лет посвятил свою жизнь служению Богу. Николай стал широко известен благодаря своей щедрости и помощи бедным. Свою помощь он оказывал в виде денег, подарков и еды. Дары он раздавал поздно ночью, чтобы остаться в тайне.
В те времена Малой Азией правили римляне и император Диоклетиан приказал людям принять язычество.
Николай был глубоко верующим человеком, из-за отказа принять другую веру его посадили в темницу.
В 313 году, на престол встал император Константин, с его приходом Николай был освобожден. Он продолжал делать свои добрые дела до конца жизни. Николай умер 6 декабря 343 года. В 800 году его причислили к лику святых.
Именно Святой Николай является прообразом Санта Клауса в легендах и мифах многих народов, но кроме него существуют другие версии возникновения Санта Клауса.
Пьер Ноэль французский Санта Клаус.
В переводе его имя означает Отец Рождества. Пьер Ноэль, является одним из самых известных версий Санта Клауса. По внешнему виду он похож на Санту, но вместо оленей он передвигается на осле? который в деревянных башмачках. Подарки Французский Санта оставляет в обуви, которые стоят возле камина. Кроме него есть персонаж по имени Пьер Фуэтар, злой дед с рогами похищающий непослушных детей. По старой французской легенде Пьер Фуэтар в 1100 году, убил троих парней и спрятал их тела. Когда тела были обнаружены, Пьер Фуэтар был приговорен к повешению. Позже он раскаялся и попросил Святого Николая взять его к себе на вечную службу.
Синтаклаасс голландский Санта Клаус
5 декабря каждый ребенок в Нидерландах ждет подарков от Синтаклааса. По традиции Синтаклаас приезжает на пароходе из Испании в день смерти Святого Николая. Позже он гуляет по улицам Амстердама, приветствуя всех детей. У Синтакласса нет эльфов, вместо них его сопровождают Черные Питы, которые помогают ему раздавать подарки. Существуют несколько легенд о том, как Питы стали работать на Синтаклааса. Некоторые легенды гласят, что они рабы Санты, другие гласят, что они демоны. В последнее время из-за расистского подтекста “Черный Пит” их стали называть трубочистами.
Подарки голландский Санта оставляется в обуви, которые расположены вблизи камина, если ребенок вел себя плохо на протяжении года, Черный Пит кладет в обувь кусок угля. В старой легенде Черный Пит похищал непослушных детей и качестве наказания увозил их в Испанию.
Ведьма Бефана
Бефана бродила по земле с 1 по 6 января (праздник богоявления) в облике страшной старухи. Ее атрибутами были остроконечная ведьминская шляпа и метла, на которой она летала. Обычно она считалась доброй. По преданиям, она приносила подарки хорошим детям, проникая в дом через дымоход, плохим детям доставалась только золаи угли. Но иногда Бефана представлялась злой.
В народных обрядах Бефана - ведьма. Ее воплощала тряпичная кукла, которую возили на тележке и сжигали на главной площади. В честь Бефаны исполняли песни-колядки (бефанаты). Колядующие требовали от её имени подарки, они благословляли щедрых и проклинали скупых, забрасывая камнями их дома.
Образ Бефаны восходит к дохристианским представлениям о духах, периодически появляющихся на земле в новогодний период.
Бефана напоминает Бабу Ягу из русских сказок. Она с крючковатым носом и большой бородавкой на щеке, одета в длинный заплатанный плащ, рваную ветхую юбку, дырявые чулки и черную остроконечную шляпу, из под которой торчат длинные нечесаные волосы. В отличие от Бабы Яги, она летает не в ступе, а верхом на метле. И никого не пугает. В дома волшебница незаметно проникает ночью через дымоходные трубы, оставляя на каминах или у детских кроваток чулки с разными сладостями.
Традиция дарить детям "вкусные" чулки на праздник Епифании 6 января уходит корнями в незапамятные времена, и на этот счет существует несколько легенд.
По одной из них, Епифания, которая была родом из Вифлеема, встретила как-то на дороге волхвов, спешивших с дарами к новорожденному Христу. Она попросила взять ее с ними, но получила отказ. Вместо этого ей повелели отправиться по белу свету и дарить подарки всем хорошим ребятишкам. Именно выполняя эту работу, Бефана и попала на Апеннины. Местные земли и люди настолько понравились ей, что она осталась здесь навеки.
По другой легенде, похожей на первую, Епифанию заставили разносить подарки детворе в наказание за строптивость.
Согласно этому преданию, у жилища, в котором Бефана подметала пол, остановились три мудреца и позвали ее сходить вместе навестить Младенца Иисуса. Однако она отказалась, сказав, что занята другим важным делом, а когда передумала, то было уже слишком поздно. И теперь каждый год, в ночь на 6 января, она летает от дома к дому в поисках Святого Младенца, оставляя везде для него сладкие подарки.
Сегодня все итальянские дети знают, что эта волшебница на помеле принесет им в чулке шоколадки, леденцы, лакрицу, медовые орешки. Однако там же, в наказание за проделки, совершенные ими за прошедший год, они обязательно найдут и черные сахарные угольки.
В Риме центром праздника становится площадь Навона, поскольку именно сюда, по легенде, в полночь приземляется Бефана на своей метле. В эти дни знаменитая площадь, в древние времена служившая жителям города стадионом, превращается в веселую и красочную ярмарку. Здесь, рядом с фонтанами, появляются карусели, тиры и многочисленные лавки, где продаются всевозможные сладости, игрушки и, конечно же, тряпичные фигурки самой Бефаны. Впрочем, и живых волшебниц на площади хоть отбавляй. Переодетые в Бефану бродячие актеры зазывают всех желающих сфотографироваться с ними за умеренную плату.
День Епифании завершает череду рождественских и новогодних гуляний, поэтому в Италии существует поговорка: "Метла Бефаны сметает все праздники".
На следующее утро страна возвращается к будничной жизни. С улиц и площадей постепенно исчезают разноцветные гирлянды, в домах разбирают рождественские елки, а у школьников и студентов заканчиваются каникулы.
После метлы Бефаны остаются лишь воспоминания о праздниках. Теперь уже - до Святой Пасхи.
Крампус
В альпийских странах Санта Клаус добрый и веселый пожилой старик раздающий подарки детям. Отличается он от других тем, что его сопровождает кровожадный монстр Крампус. Хоть Крампус является помощником Санта Клауса, он не раздает подарки, а похищает непослушных детей и запихивает в мешок, затем бросает в реку.


Крампус (KRAMPUS на немецком языке) это главный персонаж языческого обычая, имеющего очень длинную историю. Само название Крампус происходит, по одной из версий, из старогерманских диалектов от слова коготь – Krampen. Согласно другим версиям это название происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там понятие krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года. Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Святая инквизиция преследовала действующих лиц этого обычая. За участие в нем, можно было легко угодить на костер. Поэтому этот обычай в то время сохранился только в глухих, труднодоступных в зимнее время местах.
Но не смотря на все гонения данное верование выжило и сейчас переживает своё возрождение. И это, я думаю, прекрасно. Потому как бы не старались насадить силой веру в иудейского бога, старые корни, старые верования всё равно остаются. Как у нас на Руси-матушке (вспомним Илью-пророка, на которого перенеслись все функции и атрибуты Перуна например), так и во всех остальных частях мира.
У славян, кстати, новый год был другим, нежели в северных странах. Мы праздновали его 1 сентября, это был праздник урожая. Но коли уж переняли западную традицию, накрепко связанную с Йолем, так и знать об её истоках будет не лишне.
На мой взгляд Крампус тесно связан с языческим Рогатым Богом, тёмным божеством зимы и тьмы кельтов. Впрочем, у каждой страны, не только у кельтов, существовали аналогичные божества.



Крампус (нем. Krampus, от немецкого Krampen – коготь) — мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса (Николая Чудотворца). В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.


Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.
Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.


Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.
Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 4-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.
Томте
Традиционным символом рождества в Швеции является Томте. В середине второго тысячелетия, в Швеции существовала традиция, в ночь зимнего солнцестояние ходить по деревням наряженные в козлиную шкуру и петь рождественские песни. В качестве награды, они получали разные угощения и подарки, но в 19 веке традиция изменилась. Человек верхом на козе стал раздавать подарки детям, а в наши дни превратился в Санта Клауса.
Норвежский Юлебукк
Норвежский Юлебукк больше похож на домового, чем на Санта Клауса. По легенде Юлебукк живет в лесу в маленьком домике. Его одежда состоит из деревянных башмачков, штанишек до колен, рубахи, жилета, гольфов и непременно колпака. Как истинный патриот маленький Санта ест кашу, пьет пиво и слушает блэк-метал. Ближе к зиме Юлеббук перебирается к людям на своих санях запряженной лисами.
Рождественские Юлениссен
Рождественские Юлениссен стали символами рождества в Дании. Юлениссен по большей части похожи на Томте, так же передвигаются на козе и раздает подарки. Только у этих есть собственная резиденция в столице Норвегии, Осло, а городе Дребак находится почтовый адрес Юлениссен, куда незадолго до Рождества приходит тысячи писем.
Американский Санта — Клаус
Прообразом американского Санта Клауса является Святой Николай. В 1650 году колонисты из Голландии основали город на территории Северной Америки под названием Новый Амстердам, который в наши дни известен как Нью-Йорк. Благодаря колонистам, легенда о Санта Клаусе перебралась за океан. Современный образ американского Санта Клауса появился благодаря рекламе Коко-кола в начале 20 столетия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий