Поистине нет предела человеческой фантазии, даже если речь идет о самом печальном – о смерти. Оказывается, можно поэкспериментировать и здесь, чтобы уменьшить горечь утраты.
Фирма Vic Fearn & Co, основанная в Великобритании, в Ноттингеме, в 1860 году, специализируется на изготовлении гробов на заказ. Без малого полторы сотни лет продукция компании оставалась традиционной, как и положено солидному похоронному бюро. А потом вдруг ее владельцы решили, что настало время внести некоторое обновление в эту тоскливую индустрию.
Поначалу их сочли сумасшедшими, но вскоре, частично благодаря журналистам, их продукция начала входить в моду. Сохранять индивидуальность усопшего, – таков девиз этого необычного похоронного агентства. Собственно девиз всегда можно придумать, было бы к чему приложить.
Британские гробы так и называются — Сrazy Сoffins.
Причуд у людей хватает - только успевай реагировать. Заказы на нестандартные гробы год от года растут, фирма соответственно процветает. Компания держит профессионального живописца, Ричарда Малларда, в обязанности которого входит художественная роспись гробов, отражающих “индивидуальность и интересы покойного” (или потенциального покойного). “Наряду с возрастающей потребностью исполнения на похоронах не похоронной, а любимой при жизни усопшим музыки, наши эксклюзивные гробы становятся всё популярнее”, – говорит Маллард.
Так, родители погибшего в автокатастрофе музыканта-гитариста, игравшего с группой AC/DC, заказали гроб в виде электрогитары Fender Stratocaster. А для одного фаната авиа-шоу Vic Fearn & Co изготовила гроб в форме реактивного самолёта. Гроб болельщика “Челси” Миллард украсил портретом его любимого футболиста.
В принципе, почему бы и нет. Ведь существует же древняя традиция класть в гробницы богатых людей их любимые вещи, еду, напитки, даже транспортные средства (вон, у Тутанхамона нашли аж две золотых колесницы). Кто его знает, а вдруг душа человека, перейдя в мир иной, захочет почревоугодничать или попутешествовать.
Один клиент Vic Fearn & Co, покоритель севера, пожелал отправиться в мир иной на санях и с лыжами - как в последнюю экспедицию.
“Делать такие гробы намного интереснее, – признается плотник Джордж Спенс, вдохновенно трудясь над очередным заказом – гробом-машиной для автомобилиста. – А обычные для меня - просто конвейер, скука.”
Новаторская идея компании настолько понравилась англичанам, что даже те, кто не собирался еще покидать этот мир, начали делать заказы впрок. Ну а поскольку готовые изделия могут годами оставаться невостребованными, компания решила извлечь двойную выгоду, открыв для всеобщего обозрения выставочные залы, где и разместила коллекцию “веселых гробов”. Не удовлетворившись и этим, Vic Fearn & Co начала разъезжать со своей коллекцией по всему миру, устраивая передвижные выставки.
“В нашем случае хорошо работает формула: Заплати сейчас – умри потом”, – весело комментирует экспозицию своего похоронного музея Дэвид Крэмптон. – В собрании есть модели-копии. Мы, скажем, выполнили индивидуальный заказ клиента впрок, а он взял да и помер. Но некоторые гробы были настолько необычными, что нам очень не хотелось с ними расставаться. И мы попросили у родственников усопшего разрешения сделать для нашей коллекции копию.”
Крэмптон считает, что самым экстравагантным заказом был гроб в виде мусорного контейнера: “Человек, который купил его, сказал: “Я был мусором всю свою жизнь и хочу, чтобы меня похоронили в мусорном ящике!” Самое оригинальное, что это намерение сделало его после смерти довольно знаменитым.”
Выставку честно и откровенно назвали: Crazy Coffins (сумасшедшие гробы). Посетители возмущаются, обзывают коллекцию “идиотской”, “абсурдной”, считают ее специфическим английским юмором, но взахлеб рассказывают о ней знакомым. В результате залы передвижной выставки всегда полны.
Но что еще более невероятно, находятся люди, приобретающие эти дизайнерские изыски для украшения своего дома: как часть мебели для спальни, как кофейный столик со стеклянной столешницей, как скамейку и тому подобное. “Они предлагают, к примеру, своим гостям испытать судьбу и залезть в гроб, – рассказывает Крэмптон посетителям выставки. – Один человек купил у нас “кофейный столик”, а потом позвонил мне и сказал, что у него теперь нет отбоя от гостей, желающих испить с ним кофе.”
Те, кто побывал на этих удивительных выставках, говорят, что им и самим становилось чертовски весело, когда они разглядывали гробы в форме дорожных сумок, лакированной черной гитары с красным бархатным нутром, винной пробки с торчащим из нее штопором, добротно расписанного скейтборда, воздушного змея или выложенного паркетинами огромного яйца.
Мне вспомнился один старый анекдот:
Клиент приходит в похоронное бюро и спрашивает: “Вы можете изготовить по моему заказу квадратный гроб?” Слегка удивившись, клерк решил, что заказчику нужно похоронить вместе супружескую пару, и ответил, мол, нет проблем. Удовлетворенно кивнув, клиент задал второй вопрос: “А круглый гроб можете сделать?”
Клерк поерзал на стуле, развел руками и вымученно обронил: “Если клиент желает...” Не дослушав, тот продолжил: “А винтообразный?” И колоритно изобразил предполагаемую форму руками. “Послушайте, вы что, сумасшедший!?”, – не выдержав, взорвался клерк. “Да. А что?” - последовал невозмутимый ответ.
Я думаю, что про анекдот мне следовало вспомнить не в конце, а в начале, потому как он явно бледнеет на фоне истории невымышленной.
Недавно выставка “сумасшедших гробов” побывала в Германии, в музее города Кассель, наделав там много шума. Поскольку немцы довольно иронично относятся к смерти, идея британцев им явно пришлась по душе. К тому же у них в связи с данной темой уже имелась своя собственная новинка.
Один находчивый изобретатель из города Оснабрюк запатентовал мобильный телефон для покойников. Обыкновенный в принципе телефон, только мощность аккумулятора, заряженного на 200 часов, значительно больше. Идея заключается в том, что телефон помещают в маленький гробик величиной с обувную коробку, который при похоронах кладут на гроб покойного.
Успех идеи, по мнению самого изобретателя, заключается в том, что у вечно занятых родственников, которым некогда даже сходить на кладбище, появилась возможность звонить усопшему по телефону, облегчая тем самым свою душу. Ну а в случае, если бы сам покойный “надумал” связаться с заботливой родней, ему для этого сначала потребовалось бы проломить крышку своей темницы. Правда пока что, как сообщает пресса, ответных звонков с того света зарегистрировано не было.
Шутки шутками, а ведь это великолепная идея, которую не додумались, видно, еще применить по назначению. Испокон веков известно, что какой-то процент похороненных людей на самом деле не умирал, а впадал в летаргический сон. История знает множество случаев, когда несчастные пробуждались под землей и не имея возможности дать о себе знать, умирали вторично в страшных муках (такое, к примеру, случилось с Гоголем. Великий писатель, будто предчувствуя, всю жизнь боялся быть похороненным заживо.) А ведь если оставить рядом с умершим мобильный телефон, можно решить эту жуткую проблему. И тогда идея германского изобретателя перешла бы из разряда маразматической в гениальную.
Ну и заканчивая эту “веселенькую” тему, хочется вспомнить еще один “заскок” оригиналов-новаторов, на сей раз уже на американской земле. В Лос-Анджелесе на городском кладбище Forest Lawn находятся три очаровательные, будто пришедшие из сказки, церкви-часовни, воспроизводящие архитектуру Старого Света: The Little Church of the Flowers, точная копия 600-летней английской церкви в Stoke Poges, построенная в 1918; The Wee Kirk o’ the Heather, появившаяся в 1929, и копия шотландской церкви Annie Laurie’s at Glencairn. Recessional, 1939 года, повторившая английскую приходскую церковь Святой Маргариты в Роттингдине.
Все три церкви были построены для отпевания покойников. Но однажды лос-анджелесская пара, Кора Грегори Уэллс и Арчи Милтон Ховс, изъявила желание венчаться в Маленькой церкви цветов. От этой сумасбродной пары и пошла традиция венчаний в Forest Lawn. В трех кладбищенских церквушках с той поры обвенчалось более 70000 человек! В их числе, вы не поверите, Рональд Рейган, женившийся на Джейн Виман в The Wee Kirk o’ the Heather в 1940 году.
Журналист Боб Пул писал по этому поводу в LA Times: “Свадьба на кладбище – это несомненный калифорнийский китч. Разве можно придумать лучшее место, чем церковь Wee Kirk o’ the Heather, чтобы поклясться друг другу в любви до гроба!”
Комментариев нет:
Отправить комментарий