вторник, 26 марта 2013 г.

Бела Лугоши - КИНОВАМПИР ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ

Геннадий ФЕДОТОВ, собкор «АН»
После смерти он стал воистину культовой фигурой, и его жизнь обросла легендами. Его похоронили в гриме и костюме Дракулы.
"На похоронах великий кинозлодей Винсент Прайс был настолько потрясен видом усопшего, что спросил кого-то из присутствующих: Может, нам на всякий случай вбить ему в сердце осиновый кол? Просто на всякий случай… А актер Джон Бишоп, услышав о смерти своего друга, на полном серьезе заявил: Он вернется!"
Бела Лугоши был приглашен на роль супервампира всех времен по нескольким причинам. Во-первых, Браунинг уже снимал его в одной из своих лент.
Во-вторых, именно Лугоши играл Дракулу в бродвейской постановке и, в-третьих, кинозвук уже позволял изыски, а Лугоши сохранил восхитительный акцент (первые свои театральные роли в Америке он играл, не успев вообще выучить английский, и просто вызубривал текст наизусть).
Выбор исполнителя оказался судьбоносен: в течение последующих десятилетий любое появление на экране вампира неизбежно копировало знаменитые пассы Лугоши, а высокие воротники, темные плащи и акцент стали верными признаками киновампиров. Да и сам Лугоши так и остался в сознании зрителя - да и своем собственном - Дракулой: он даже похоронить себя завещал в том самом плаще.
Новый Дракула был гораздо более человечен, нежели граф Орлок. Ему не чужда была эстетичность и театральность. И еще: у него не было клыков! Его крупные планы были выразительны и без бутафории, а когда следовало придать лицу Дракулы особо зловещее выражение, его глаза просто подсвечивали фонариками.
Артистический укус Лугоши оказался для кино роковым – десятки и сотни вампиров и оборотней пошли по экранам, подражая ем
Лугоши-Дракула явился в мир в образе элегантного джентльмена, который стал образцом для всех дальнейших интерпретаций этого персонажа (в частности, Гэри Олдмен в «Дракуле Брема Стокера» Копполы подчеркивал, что ориентировался именно на игру Лугоши).
Пронзительный взгляд, зализанные назад волосы - и по сию пору многие считают вампира Лугоши лучшим киноДракулой.
После смерти он стал воистину культовой фигурой, и его жизнь обросла легендами. Его похоронили в гриме и костюме Дракулы.
"На похоронах великий кинозлодей Винсент Прайс был настолько потрясен видом усопшего, что спросил кого-то из присутствующих: Может, нам на всякий случай вбить ему в сердце осиновый кол? Просто на всякий случай… А актер Джон Бишоп, услышав о смерти своего друга, на полном серьезе заявил: Он вернется!"
От Носферату до Дракулы
Бела Ференц Дежо Бласко родился 20 октября 1882 года в маленьком австро-венгерском городке Лугош (сейчас он находится на территории Румынии). В двенадцать лет сбежал из дома, мечтая стать актером, но ему не везло - брали мальчишку только на шахты и сортировочные станции. В конце концов, старшей сестре удалось устроить Белу на мелкие роли в провинциальном театре городка Шабадки
"Юный Бела прилежно учился, получал более крупные роли, обзавелся псевдонимом Лугосси (упрощенным вскоре до Лугоши, то есть просто уроженец местечка Лугош), играл множество ролей, иногда до сорока в год. "
Во время Первой мировой войны Бела пошел на фронт добровольцем, в чине лейтенанта прослужил до 1916 года, был трижды ранен и представлен к наградам.
"Кинокарьера Лугоши началась вскоре после знакомства с продюсером и режиссером Альфредом Диши. Его первым шагом к фильмам ужасов стала венгерская картина Королевская жизнь, снятая по готическому роману Уайльда Портрет Дориана Грея. "
"В 1920 году он переехал в Германию и снялся там в фильме Голова Януса, который был переложением повести Стивенсона о докторе Джекилле и мистере Хайде. "
"Год спустя Лугоши эмигрировал в США, где за шесть лет снялся в семи фильмах. Параллельно он работал на Бродвее, и здесь в 1927 году сыграл Графа Вампира в новой пьесе Дракула. Спустя четыре года он повторил эту роль в фильме Тода Браунинга Дракула, чем и заслужил себе кинобессмертие… "
Кстати, первая попытка экранизировать легендарный роман Брэма Стокера была предпринята еще в 1920 году в России. Но, к сожалению, ни одной копии этого творения отечественных режиссеров не сохранилось, как и в случае со следующей киноверсией, созданной в Венгрии.
В 1921 году немецкий продюсер Альбин Грау попросил у вдовы Стокера разрешение экранизировать роман в Германии. И хотя переговоры зашли в тупик, режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау уже не мог отказаться от замысла.
В результате сюжет был существенно переработан, место действия перенесено из Лондона в Бремен, имена всех героев изменены, а картина получила название “Носферату - симфония ужаса”. Роль кровососущего графа, получившего здесь имя Орлок и кличку Носферату, исполнил малоизвестный актер Макс Шрек.
Его густо покрытый гримом персонаж напоминал жутковатое животное - хищное лицо, лысый череп, огромные, на выкате, глаза, торчащие уши и зубы, сюртук, обтягивающий скелетообразное тело.
Премьера “Носферату” состоялась в Берлине в марте 1922 года. Флоранс Стокер сразу же обратилась в суд, обвинив кинокомпанию “Прана-филмз” в нарушении авторских прав. Процесс тянулся несколько лет, а после его завершения все копии фильма по требованию мстительной вдовы были уничтожены.
"Новому Дракуле, которого снимал Браунинг, иск о нарушении авторских прав не грозил: студия приобрела права на экранизацию официальной бродвейской версии Дракулы 1927 года."
Вампир с восхитительным акцентом
Бела Лугоши был приглашен на роль супервампира всех времен по нескольким причинам. Во-первых, Браунинг уже снимал его в одной из своих лент. Во-вторых, именно Лугоши играл Дракулу в бродвейской постановке и, в-третьих, кинозвук уже позволял изыски, а Лугоши сохранил восхитительный акцент (первые свои театральные роли в Америке он играл, не успев вообще выучить английский, и просто вызубривал текст наизусть).
Выбор исполнителя оказался судьбоносен: в течение последующих десятилетий любое появление на экране вампира неизбежно копировало знаменитые пассы Лугоши, а высокие воротники, темные плащи и акцент стали верными признаками киновампиров. Да и сам Лугоши так и остался в сознании зрителя - да и своем собственном - Дракулой: он даже похоронить себя завещал в том самом плаще
Новый Дракула был гораздо более человечен, нежели граф Орлок. Ему не чужда была эстетичность и театральность. И еще: у него не было клыков! Его крупные планы были выразительны и без бутафории, а когда следовало придать лицу Дракулы особо зловещее выражение, его глаза просто подсвечивали фонариками.
Артистический укус Лугоши оказался для кино роковым – десятки и сотни вампиров и оборотней пошли по экранам, подражая ему
Лугоши-Дракула явился в мир в образе элегантного джентльмена, который стал образцом для всех дальнейших интерпретаций этого персонажа (в частности, Гэри Олдмен в «Дракуле Брема Стокера» Копполы подчеркивал, что ориентировался именно на игру Лугоши).
Пронзительный взгляд, зализанные назад волосы - и по сию пору многие считают вампира Лугоши лучшим киноДракулой.
Первый «Дракула», разумеется, задал канон, от которого отталкивались все последующие версии. Супервампир и по сей день боится креста, обращается в летучую мышь или волка, не выносит света и умирает от осинового кола. Со временем набор будет меняться. Константой останется кол. Добавятся серебряные пули, потеряют силу кресты и травы. Даже свет останется проблемой не для всех вампиров.
Интервью в гробу
Сыграв в кино Дракулу, Лугоши мгновенно стал мега-звездой. В середине 30-х годов он получал больше писем от поклонников, чем Кларк Гейбл. Однако амплуа убийц, чудовищ и безумных ученых закрепилось за ним навсегда. Под давлением продюсеров и из соображений рекламы он вел себя эксцентрично, появляясь на людях в образе вампира или лежа в гробу во время пресс-конференций.
Как-то Лугоши заявил журналистам: «Я родился и вырос почти в том самом месте, где орудовал Дракула. Но считал это выдумкой и суеверием невежественных людей. А теперь я убежден, что все рассказанное Бремом Стокером истинная правда!»
"Его следующим фильмом ужасов стал Убийства на улице Морг, где он сыграл одержимого ученого доктора Миракла. Это было своеобразным утешительным призом после его предыдущей ошибки. Лугоши должен был сниматься в роли монстра Франкенштейна, но после пробных съемок отказался от роли, так как считал ее бесперспективной. Ее передали Борису Карлоффу. "
В фильме «Белый Зомби» Лугоши сыграл дьяволического владыку зомби. За эту классику Лугоши получил всего тысячу долларов, хотя многие критики называют злобного Легендре лучшей ролью Лугоши.
"После 1937 года кинокарьера Лугоши резко пошла на спад, он полтора года нигде не снимался, пока наконец не попал в фильм Сын Франкенштейна». Актеру пришлось умолять продюсеров, чтобы те дали ему роль в фильме, так как у него как раз родился ребенок, и из-за нехватки денег Лугоши пришлось продать свой дом. "
В одном из радиоинтервью актер рассказал о сильном увлечении в молодости некоей юной красавицей. Но у нее были остроконечные зубы и очень бледная кожа. Красавица имела репутацию роковой женщины, испытывавшей непреодолимое влечение к мужчинам. Когда Лугоши впервые подошел к ней, то почувствовал дрожь в коленях и сильнейшую слабость. Несмотря на такое странное воздействие этой женщины, актер без памяти влюбился в нее. Только отъезд актера в дальние края избавил его от зловредных чар возлюбленной
В той же радиоисповеди Лугоши поведал, что когда он жил со своей четвертой женой Лилиан в Америке, им каждую ночь досаждала огромная летучая мышь, бившаяся в оконное стекло. Чего только не делали супруги, чтобы изловить ее, - даже приглашали специалистов по подобной охоте. Ничего не помогало. И вот однажды их белый дог Бодри принес в зубах мертвую летучую мышь! Обрадованные супруги поспешили закопать ее в саду
Каков же был их ужас, когда на следующую ночь огромная летучая мышь опять стала стучаться в окно! Супруги бросились в сад, раскопали свое захоронение, но... мертвой мыши в яме не обнаружили!
"В 1943 году Лугоши наконец сыграл монстра Франкенштейна, роль, от которой отказался в прошлом. Сделал он это в фильме Франкенштейн встречается с человеком-волком. Сам по себе фильм получился очень удачным и эффективным, что запустило моду на стравливание в кинокартинах монстров. "
Призрак Лугоши не желает покидать этот мир
Вскоре он снова перестал сниматься в кино, окончательно опустился и стал законченным наркоманом.
"Последним фильмом Лугоши называют самое известное произведение легендарного режиссера Эда Вуда - План 9 из открытого космоса. Бела умер после того, как было снято только 10 минут фильма. И там фигурирует только две полноценные сцены, в одной из которых он изобразил все того же Дракулу."
Актриса Кэролл Борланд, многолетняя почитательница Лугоши, участвовала вместе с ним в фильме «Знак Дракулы», в котором исполняла роль дочери главного героя. В 1966 году Кэролл рассказала в интервью журналистам, как в самом начале их дружбы с Лугоши он сказал ей, что никогда ни в чем не поверит девушке, взявшей сигарету ранее 20 лет. И предупредил: «Если вы в ближайшее время закурите, вы меня вспомните!»
Вскоре Кэролл оказалась в молодежной компании в Санта-Крус и, выйдя на балкон, закурила! Откуда ни возьмись из ночи выпорхнула летучая мышь и, пролетев мимо лица девушки, выбила у нее изо рта сигарету! «После этого я не могла закурить многие годы», - призналась актриса.
Кэролл Борланд до конца своих дней уверяла, что Лугоши регулярно приходил к ней. И, в принципе, ей нельзя не верить
По свидетельствам многочисленных очевидцев, призрак Белы Лугоши до сих пор обитает в своей бывшей квартире. Правда, он щадит нервы ее постояльцев и не показывается им на глаза, ведь от видения такого призрака может не выдержать сердце...
В бывшей квартире актера уже не раз менялись жильцы. Довольно крепкие парни съезжали с нее, почувствовав, что рядом с ними живет невидимка, который вздыхает, шаркает ногами по ночам, звякает стаканами на кухне. Не испугалась призрака лишь хрупкая женщина - Марши Литис. Она не только живет в квартире, но и позволяет себе покрикивать на ее бывшего владельца
Однажды, когда Марши сидела в кресле, она стала свидетельницей довольно странного происшествия. Два ее кота, плотно подзакусив, задрали хвосты трубой и решительно направились по лестнице на второй этаж, чтобы поваляться на кровати хозяйки, но где-то на середине лестницы выгнулись дугой, зашипели и стремглав сбежали вниз.
Марши сначала подумала, что животные просто играют, но когда толстые пушистые увальни еще пару раз безуспешно попытались добраться до своей любимой кровати, она поняла - на лестнице что-то или кто-то находится и не пускает ее котов наверх...
Тогда я поднялась наверх, - вспоминает Литис, - и стала кричать на это что-то, хотела прогнать его, чтобы оно не мешало. Столь решительные действия пожилой дамы, похоже, смутили призрак, и коты смогли добраться до места своего отдыха...

Комментариев нет:

Отправить комментарий